Недостатки. Вдохновение. Мотивация

Вопрос: как же тогда помогать преданным исправлять в себе недостатки, чтобы это не перешло в поиск недостатков?

Е.С. Бхактивайбхава Свами: вы просто должны это делать: прекратить поиск недостатков и помогать преданным. Улучшать такое сотрудничество, чем говорить преданным: «Что ты всегда спишь, почему ты всегда спишь?». Дайте ему лучшую альтернативу: «Было бы хорошо, если бы ты делал вот это, чем вот то. Я знаю, что ты немного устал, но, тем не менее, это так важно». Погладить его по спине. «Было бы хорошо, если бы ты мог это делать». – «Хорошо, хорошо!» Но если вы просто критикуете: «Что ты такой ленивый? Ты ни на что не годишься!» Это не вдохновляет. И он не вдохновлен, а вы взволнованы — это нехорошее сочетание. Всегда можно поступать двумя способами: вы можете кричать на преданного, гневаться, а можете погладить его по спине, немного прижать его к себе и сказать: «Зачем ты так делаешь? Было бы здорово, если бы ты другое делал». Всегда есть два способа, как мы можем общаться с преданными. Как Прабхупада любил говорить, что вайшнав это джентельмен или джентельвумен (смеется), т.е. суть в том, что вайшнав всегда вежливый, мягкий, когда имеет дело с вайшнавами.

Вопрос: можем ли прийти к такому выводу, что если я вижу в ком-то недостатки, то значит эти недостатки есть во мне? и также я могу работать над собой, чтобы исправить эти недостатки.

Е.С. Бхактивайбхава Свами: да иногда это правда. Если вы в ком-то видите какое-то нехорошее качество, то необязательно это нехорошее качество есть и у вас. Увидеть недостаток — это не ошибка. Мы же не слепые. Мы видим какой-то недостаток, но, тем не менее, мы должны быть аккуратными. Иногда то, что мы воспринимаем как недостаток, может им не быть. Как Арджуна, например, выпускал в людей стрелы. Что это такое? Как вайшнав может убивать кого-то, это же невозможно. Но со стороны Арджуны это не было ошибкой или недостатком. Иногда можно подумать, что преданный гневается. Хануман был в большом гневе. Но это не было его ошибкой или недостатком. Так иногда случается, что вайшнав действует определенным образом, и выглядит как недостаток или как материальное качество, как будто находится в страсти. Но это необязательно так, если его мотив в сознании Кришны.

Вот почему обычно упоминается, чтобы ни делал гуру — для ученика это всегда хорошо. Прав он или неправ, в действительности он всегда прав, конечно это в том случае, если мы говорим об истинном духовном учителе. Что вообще значит «неправильно»? Например, гуру может засовывать свои стопы в ботинки. И он засовывает правую ногу в левую, а левую в правую. Это выглядит как ошибка, гуру сделал что-то не так, он допустил ошибку. Но думаем ли мы, что это ошибка? Нет. Внешне выглядит как ошибка, но мы не принимаем это как ошибку, что он что-то сделал неправильно.

Потому что вся его мотивация, сознание, что бы он ни делал — служение Кришне. Так все зависит от цели. Если мотивация полна сознания Кришны, внешне это может выглядеть ошибкой, недостатком, но в действительности это не так. Тогда как кто-то может действовать совершенно, он правую ногу засовывает в правый ботинок. Совершенно, нет ошибки, но какова мотивация? Куда он пойдет? Если он пойдет в пивбар, хотя он сделал что-то правильно, это все равно неправильно и является ошибкой. Таким вот образом. Поэтому мы должны быть осторожными, когда судим о деятельности вайшнавов. А если неуверенны, всегда консультируйтесь со старшими.

Е.С. Бхактивайбхава Свами