Недостатки других можно обсуждать, если у человека благородный мотив

Недостатки других можно обсуждать, если у человека благородный мотив. Нужно учесть, что, без правильного мотива, неуместно размышлять, даже беспристрастно, о недостатках любого живого существа, не говоря уж о Ваишнавах. Поносить чистых Ваишнавов — оскорбление, но даже поносить других джив есть грех. У Ваишнавов нет интереса совершать такой греховный поступок. Однако, если есть верный мотив, шастры не возбраняют осторожную критику чьих-то недостатков.

Правильный мотив может быть трёх видов: желать блага тому, кого критикуешь; желать блага (всему) миру; и хотеть самому обрести благо. Итак, есть три типа верного мотива:

  1. Если намерение анализировать чьи-то грехи состоит в том, чтобы обеспечить достижение им высшего блага, то такое размышление о них благоприятно.
  2. Если мотив, который стоит за размышлением о чьих-то грехах, состоит в принесении блага всему миру, тогда это считается благотворным поступком.
  3. Если такое размышление происходит ради своего собственного духовного блага, то тогда это тоже благоприятно. В таком размышлении (над чьим-то грехом) нет ничего дурного.

Когда ученик смиренно просит своего духовного учителя дать наставления о том, как определить Ваишнава, духовный учитель, желая блага ученику и всему миру, объясняет, что те, кто проявляет нечестивое поведение, есть не-Ваишнавы. Таким образом, через антитезис, он указывает, как определить истинных Ваишнавов.

Имея мотив поощрять человека принять прибежище лотосных стоп настоящего Ваишнава посредством отказа от ложных, так называемых проповедников религии, человек не рискует ни оскорбить святых (садху-нинда), ни совершить Ваишнава-апарадху. В таких случаях даже критика, направленная на конкретную личность, свободна от недостатков. Таковы примеры критики с верным мотивом.

Шрила Бхактивинода Тхакур, «Саджджана-тошани», 5.5