Не наступать на грабли дважды

Есть хорошая притча об ученом, который изучал в Бенаресе астрологию, хиромантию и другие науки. Он возвращался домой с огромной стопкой книг, преисполненный мудрости, которую получил, и, идя по берегу реки, увидел следы. Он сразу же решил проверить свои знания и по следам определить, какому человеку они принадлежат. К своему удивлению, он обнаружил, что тот, кто оставил эти следы, должен быть императором, никак не меньше.

С другой стороны, это была абсолютно заброшенная местность, и человек тот шел босиком. Ученый подумал: «Как император может идти босиком по берегу реки? Не может этого быть!» Он был удивлен и разочарован: «Книги, которые я изучал, лгали! Этот человек – нищий! Он идет босой! Как он может быть императором?!» Беспокойство его нарастало, и он побежал по следу. В конце концов он вышел к баньяну, под которым сидел Будда в лохмотьях нищего странника, но при этом осанка у него была императорская.

Ученый упал перед ним на колени: «Добрый человек, объясни мне, кто ты? Ты император или нищий? У тебя внешность нищего, но по твоим следам я вижу, что ты должен быть великим царем. Если ты нищий, то я выброшу все свои книги и наймусь к кому-нибудь слугой». Будда ответил: «Не торопись! Твои книги все говорят правильно. Я нищий, но в то же самое время император». «Как такое возможно?» – недоумевал ученый. Будда сказал: «Просто я – свободный человек. Твои книги по отношению ко мне не работают, хотя и работают по отношению ко всем остальным. Так что ты не выбрасывай свои книги! Они тебе еще пригодятся». Тогда ученый задал Будде вопрос: «А как тебе удалось стать свободным?» Будда ответил: «Просто я был внимательным. Я не совершил ни одной ошибки дважды». По-русски этот ответ можно выразить словами: «Я не наступил дважды на одни и те же грабли».

В сущности, в этом смысл человеческой жизни. Весь этот мир и вся наша жизнь – большая школа, в которой мы должны чему-то научиться. Человек может выйти за пределы предопределенности, если он будет анализировать уроки, которые посылает ему судьба.

Важнейшая истина заключается в том, что между раздражителем и реакцией всегда есть пространство, и именно там, в этом маленьком пространстве «живет» наша свобода. Если мы нащупаем это пространство, то мы станем свободными. Мы поймем, что не обязаны быть несчастными оттого, что кому-то что-то взбрело в голову, что у нас начальник плохой, что жена (или муж) нас не любит.

Стивен Кови цитирует Элеонору Рузвельт: «Никто не может причинить вам боль без вашего на то согласия». Иначе говоря, реакция наша не предопределена. Мы вольны выбирать свою реакцию, и чем в большей степени мы пользуемся этой своей способностью, тем в большей степени мы – люди.

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами,
«Секрет устойчивости в мире перемен»