Наши злейшие враги

К сожалению, в последнее время в обществе распространяются, подобно чуме, разного рода учения, которые под вывеской шуддха-бхакти подают различные виды нечистого бхакти, такие, как карма-мишра (бхакти с примесью корыстной деятельности), гьяна-мишра (бхакти с примесью умозрительного философствования) и йога-мишра (бхакти с примесью практики йоги), а также всевозможные вымышленные, извращенные идеи.

Большинству людей нравятся эти нечистые, поверхностные представления о бхакти, и, принимая их за подлинное бхакти, они не проявляют никакого интереса к шуддха-бхакти. Эти извращенные представления о бхакти — наши злейшие враги. Есть люди, которые считают, что в преданности Господу нет никакого смысла, что Бог — лишь плод воображения, что Его образ придуман людьми и потому бхакти — это просто нездоровое состояние ума, которое никому не несет пользы. Такие люди, хотя и отвергают бхакти, не могут причинить нам особого вреда, поскольку их легко распознать и обойти стороной.

Гораздо опаснее для нас те, кто провозглашают бхагавад-бхакти высшей религией, но сами при этом действуют вопреки принципам шуддха-бхакти и настраивают против них других людей. Выдавая себя за поборников бхакти, они настраивают нас против истинных принципов бхакти и в конце концов полностью уводят с пути бхагавад-бхакти. Вот почему ачарьи нашей парампары прилагали столько усилий, чтобы описать сварупу (природу) бхакти, и снова и снова предупреждали нас остерегаться извращенных представлений о бхакти.

Бхактивинода Тхакур, «Бхакти Таттва Вивека»