Наше воспевание должно быть подобно непритворному плачу ребенка по своей матери

Шрила Прабхупада говорил, что должно быть какое-то чувство, когда мы воспеваем. Прабхупада говорит, что наше воспевание должно быть подобно непритворному плачу ребенка по своей матери.

Но можно подумать: «Что же мне делать? Я не могу притворяться, что у меня есть какие-то чувства. Если они есть, то они есть, но …». И здесь следует заметить, что внимательность является началом любви. Если вы любите кого-либо, то вы, конечно же, внимательны к этой личности. И это происходит спонтанно. Мы должны учиться (работать над тем, чтобы) концентрировать свое внимание на святом имени.

Если мы начнем уделять внимание святому имени, то очень скоро почувствуем к Нему чувство, потому что Кришна отвечает взаимностью.

Итак, внимательность – это то, что зависит от нас, и то, что является семенем привлечения и любви. Следует понять, что это основной принцип преданного служения (развития преданности).

Смысл в том, что если мы ведем себя должным образом, то умонастроение и чувства позже придут. И не правильно думать, что сначала я становлюсь смиренным, и потому склоняюсь перед учителем и божеством. Происходит наоборот, сначала я склоняюсь и поэтому становлюсь смиренным.

Если мы строго следуем принципам сознания Кришны, то находимся на гораздо более высоком уровне, чем находились бы сами по себе. То есть принципы приводят нас на высший уровень. И не будет лицемерием делать это, потому что я честно признаю, что не нахожусь на этом уровне, но при этом я также убежден, что если буду действовать на уровне этого, то со временем поднимусь на этот уровень внутренне. Мы не любим Кришну, но хотим полюбить Его, и это является отправной точкой. И для кого-то отправной точкой может быть «я хочу хотеть любить Кришну». Но, так или иначе, вы хотите делать это.

Когда преданный воспевает святое имя с вниманием, тогда он начинает понимать: «Я уделяю внимание Кришне, и Кришна также уделяет внимание мне».

Такой человек начинает понимать, что преданный очень ценен для Кришны: «Сам о себе я могу быть не очень высокого, но для Кришны я представляю ценность как преданный». Преданный не думает о себе, что он очень великий. На более высокой стадии преданный чувствует сожаление по поводу того, что было сделано. На самом деле, мы будем очень плохо к себе относиться, потому что когда появляется первый «луч восходящего солнца» святого имени, мы начинаем осознавать: «Как ужасно то, что я ушел от Кришны».

Мы начинаем понимать, что, так или иначе, отвернулись от Кришны и обратились лицом к наслаждению в этом материальном мире, и начинаем сильно сокрушаться по этому поводу, и не можем даже представить того, как можно было совершить такую вещь. Для нас начинает казаться самым большим преступлением – уйти от Кришны. Мы понимаем, что сделав это, мы не заслуживаем ничего хорошего. Но приходя в соприкосновение с «лучом восходящего солнца» имени Кришны мы понимаем, что Кришна от нас не отвернулся. Мы понимаем, что от Кришны исходит прощение. И понимая все это, преданный становится очень смиренным.

Человек может плохо к себе относиться, и в каком-то смысле это хорошо. Хотя это может быть больно, но это исцеляющая боль. Например, когда делают массаж, то иногда это может быть больно, но это все же способствует выздоровлению. Таким образом, постепенно эмоции к Кришне пробуждаются и чувство к Кришне увеличивается. И человеку следует считать, что, поскольку я еще не вижу Кришну лицом к лицу, то скорее всего совершаю оскорбления. И тут нужно сильно стремиться узнать каковы эти оскорбления и распознать их. Когда такое происходит, то у человека появляется должное умонастроение, чтобы совершить дальнейшее продвижение. И после этого человек начинает избавляться от оскорблений. Другими словами, у нас должно быть умонастроение покаяния. Человек должен каяться в том, что он совершил. Он должен быть очень честным по отношению, как к себе, так и к другим людям.

Равиндра Сварупа прабху. Семинар «Культивирование Святого Имени»