Нам следует проявлять осторожность и избегать оскорблений

Нам следует проявлять осторожность и избегать оскорблений кого бы то ни было, особенно — вайшнавов. Вайшнав старается не наносить никому вреда своими поступками и словами. Естественная реакция обиженного человека — наказать обидчика. Но это — реакция того, кто находится во власти низшей гуны природы. Вайшнав же стойко переносит любые невзгоды.

Жить с другими вайшнавами — огромное благословение, поскольку общение с вайшнавами бесценно. С другой стороны, общение с вайшнавами может оказаться для нас губительным, если мы будем допускать оскорбления в их адрес. Следует понимать, что жизнь в храме требует особой осторожности во взаимоотношениях.

Шрила Прабхупада неоднократно говорил ученикам, что он очень недоволен, когда они позволяют себе критиковать друг друга и ссориться, особенно в его присутствии. Он говорил: «Это очень плохо. Все дороги Кришне… все, кто служат Ему. Мы должны быть осторожными и не причинять им никакого вреда — ни в материальном, ни в духовном отношении».

Молитесь за других

Преданный способен благословлять других. По словам Шрилы Прабхупады, преданные обладают особой силой. Поэтому, когда они молятся Кришне: «Кришна, пожалуйста, благослови этого человека, чтобы он мог очиститься и стать Твоим преданным», Кришна слышит эти молитвы.

Однажды, напутствуя группу санкиртаны, Шрила Прабхупада попросил присутствовавших при этом санньяси: «Пожалуйста, благословите этих преданных. Они едут распространять книги в Восточной Европе и Советском Союзе. Там очень опасно. Если вы благословите их, они смогут добиться успеха, поскольку Кришна услышит ваши молитвы!»

Еще в 1971 году Шрила Прабхупада предсказал, что через двадцать лет в Советском Союзе можно будет беспрепятственно следовать практике сознания Кришны. Что это, как не благословение Прабхупады?! Вопрос лишь в том, пользуемся мы его благословением или нет.

Вот почему, распространяя книги или проповедуя, нужно молиться Кришне: «Пожалуйста, благослови этого человека».

Никому не причиняйте вреда

Следует быть очень осторожным и не желать зла другим. Разумеется, если кто-то нападает на храм, причиняет вред Божествам или вайшнавам, преданным Кришны, то мы должны встать на их защиту. Такой поступок достоин славы.

Господь Чайтанья не склонен давать Свою милость тому, кто оскорбляет вайшнавов. Тем же, кто свободен от этого недостатка, Господь Чайтанья дарует безграничную милость!

Ни в коем случае нельзя оскорблять вайшнавов и безосновательно критиковать их, чем бы ни было вызвано наше поведение — умопомрачением, гневом, любовью, иллюзией или чем-то еще. Вспомните, что случилось с Дакшей, когда он оскорбил Господа Шиву. Конечно, Господь Чайтанья может простить нас… и тогда мы очень легко обретем Его милость.

Желайте добра каждому

Ученик должен достигнуть такого уровня, на котором он сможет давать милость другим. Но вначале нужно научиться правильному умонастроению служения. Мы хотим развить в себе сева-бхаву, умонастроение служения Кришне и Его преданным. В материальном мире, наоборот, преобладает бхога-виласа-бхава — желание услаждать свои собственные чувства. Все думают только о личном удовлетворении: «Тот, кто помогает мне получать чувственные наслаждения — мой друг, а кто мешает мне это делать — мой враг». Таким образом, в материалистическом обществе у каждого есть как друзья, так и враги.

Но в сознании Кришны есть только благожелатели. Ни один преданный не желает другим зла. Никто никому не желает зла. Преданные хотят, чтобы все были счастливы и испытывали блаженство.

Единство Господа

Когда Шрила Прабхупада объяснял, что Бог – один, что Он не может быть христианским, индийским или мусульманским, он часто приводил пример золота. Если мусульманин даст вам золото, значит ли это, что оно стало мусульманским? Конечно нет, золото – всегда золото, если оно настоящее. Если же это подделка, то это может быть и «мусульманское», и «христианское», и «индийское» золото, – так как источник в конкретном человеке, который создал эту подделку, а не в золотой жиле.

Кто должен проповедовать?

Проповедуя, мы сжигаем последствия своих оскорблений. Помогая другим становиться сознающими Кришну, мы очень быстро обретаем Его милость и стремительно продвигаемся по духовному пути. Что же касается освобожденных душ, то они наслаждаются особой расой, когда проповедуют, поскольку именно этого от них хочет Господь. Значит, проповедовать могут все — и новички, и освобожденные души.
Только освобожденные души (нитья-сиддхи) способны заниматься уединенным поклонением Господу (нирджана- бхаджаной). Но проповедовать может каждый. Было бы ошибкой полагать, будто проповедь — это удел неофитов.

Чем дальше преданный продвигается по пути сознания Кришны, тем более действенной становится его проповедь. Все ачарьи в нашей цепи ученической преемственности занимались проповедью. Даже те немногие нитья-сиддхи, которые посвятили себя нирджана-бхаджане, писали книги. Таким образом, они тоже проповедовали.

Преданный-неофит не должен ставить себя на один уровень с Рупой Госвами и мнить себя освобожденной душой, постигшей игры Радхи и Кришны во Вриндаване. Это оскорбление по отношению к таким нитья-сиддхам, как Рупа Госвами.

Когда преданный благодаря служению очистится настолько, что Кришна или гуру откроют ему его вечные взаимоотношения с Господом, лишь тогда этот преданный может начать поклонение Господу в соответствии с полученным откровением. Но даже в таком случае преданный будет внешне продолжать выполнять свое обычное служение.»

Е. С. Джаяпатака Свами махарадж