На самом деле все далеко не так просто

К сожалению, многие преданные заблуждаются, полагая: чтобы вернуться к Богу, достаточно вспомнить о Кришне в смертный час. Нет, требуется нечто большее. Шрила Прабхупада говорил об этом упрощенно. На самом деле все далеко не так просто, о чем свидетельствуют слова самого Шрилы Прабхупады на одной из утренних прогулок (Найроби, 11.02.1975):

Харикеша: Любопытно было бы узнать о посмертной участи начинающего преданного. Если такой преданный с решительностью старается очиститься, но встречает смерть, все еще оставаясь под влиянием низших гун (хотя и серьезно пытался превзойти его), — рождается ли он вновь или отправляется к Кришне?

Прабхупада: Нет, он рождается вновь. Если он не очистился до конца, ему придется снова претерпеть муки рождения. Никому из тех, кто не очистился полностью, нет доступа в духовный [мир]. Доступа нет.

Так что ему придется… Поэтому говорится: шучинам шриматам гехе йога-бхрашто санджайате (Бхагавад-Гита, 6.41). Ему дается возможность, еще одна возможность: он рождается в благороднейшей брахманской или зажиточной семье, чтобы он мог использовать этот шанс. Ему снова предоставляется шанс. Вот какое благо он обретает.

Даже если вы потерпели неудачу, все равно вам обеспечено следующее рождение человеком высшего класса. Но у других такой гарантии нет. Это только для йогов. Если он… Поэтому говорится: что за беда, пусть он даже потерпел неудачу? Тйактва сва-дхармам чаранамбуджам харер бхаджанн апакво ’тва патет тато йади йатра ква ва абхадрам абхуд амушйа ким (Шримад Бхагаватам, 1.5.17).

Это очень важный стих. Даже если кто-либо присоединяется к обществу преданных под влиянием чувств, начинает исполнять предписанные обязанности, повторяет Харе Кришна, — в следующей жизни он обязательно родится человеком. У других такой гарантии нет. Даже если [обычный человек] исполняет свои так называемые обязанности, материальные обязанности, следующее рождение в человеческом теле ему не гарантировано. [Запись прерывается.]

Харикеша: Они позволили ему (Аджамиле) оставаться в теле, а затем он отправился в Ришикеш, где исполнял преданное служение и тем самым достиг совершенства.

Прабхупада: Нет, он уже был совершенен, но, дабы усилить его стремление – «Как мне достичь Вайкунтхи?» — ему дали время. Он был совершенен, а иначе как бы он спасся от ямадутов?

Харикеша: Стало быть, если преданный в смертный час вспомнит о Кришне, хотя еще не достиг совершенства…

Прабхупада: Если он не достиг совершенства, о Кришне ему не вспомнить. Это невозможно. Это невозможно. Это просто теория. Он должен быть совершенен. Так или иначе, если он пал, Кришна даст ему возможность [исправиться]. Это особая уступка для преданного. Так или иначе вы стали преданным. Даже если вы не завершите начатое и падете, вам, тем не менее, обеспечено рождение в очень благородной семье. Вот в чем преимущество.

Уттамашлока Прабху (ученик Шрилы Прабхупады)