Мы не должны сдаваться!

Одно из основных препятствий, в начале может мы не осознавали этого, из-за недостатка информации, это то, что дождя здесь недостаточно, чтобы собирать больше одного урожая в году. Возможно жить и на одном урожае в году, но нелегко. Нельзя ожидать, что люди будут жить на минимальном уровне. Мы не можем подвергать своих преданных этому. Им уже трудно даже думать о том, чтобы жить в таких условиях. Это может показаться неудачей. Люди будут критиковать: «А, варнашрама, это все абсурд, это невозможно осуществить. Может быть позже, через несколько поколений. А эта гурукула, это все звучит очень абсурдно». Но мы не должны сдаваться!

Как Шрила Прабхупада. Он был в Джанси: его проект по установлению варнашрамы. Он не думал о Джанси только. Он думал о всемирном движении, о «Лиге преданных». Это очевидно был план на всемирное распространение сознания Кришны. И Джанси может показаться не самым лучшим местом, чтобы начинать всемирное движение, и даже движение по всей Индии в этом смысле. Может быть, в Джанси он не ожидал более больших масштабов, чем просто район Джанси. Возможно, большинство людей Индии вообще даже не слышали о Джанси, тем более уж люди в остальном мире. Казалось, что это было неудачей, но Шрила Прабхупада продолжал попытки.

Он отправился в Америку, ничего не происходило там. Многие месяцы не было никаких признаков прогресса. Шрила Прабхупада в материальном смысле просто выживал. Это был вопрос просто выживания. Но он продолжал и Кришна, в конце концов, просто вознаградил его.

Чтобы доставить Гангу к тому месту, которое сейчас называется Ганга-сагара, Бхагират махарадж это сделал. Он сделал это только через несколько поколений, попыток. Шрила Прабхупада также цитировал в этом отношении в книге «Совершенство йоги», английская поговорка: «Неудача – это колонна успеха». То есть успех зиждется на неудачах. Вишвамитра тоже продолжал свои попытки. У него была конечно очень долгая жизнь. У нас нет такого преимущества. У него была долгая жизнь, которой могли похвастаться йоги раньше. Это много поколений по нынешним меркам. Раньше люди жили сотни тысяч лет. Можно подумать, что это напрасная трата времени, усилий, но в сознании Кришны ничего не теряется, если мы искренне пытаемся служить Кришне.

Шрила Прабхупада также приводил пример Джатаю, который пытался помешать Раване похитить Ситу. Хотя это было невозможно. Не было и речи о том, чтобы Джатаю смог остановить Равану, но он пытался все равно. И он проиграл. Но его признал Господь Рамачандра и в этом был его успех. Господь Рамачандра лично провел погребальную церемонию по нему. И если бы Рамачандра Бхагаван не встретил бы Джатаю, у него не было бы даже никакого представления о том, что случилось с Ситой. И он, поэтому, оказал очень ценное служение.

Е. С. Бхакти Викаша Свами,
фрагмент лекции «Трудности в варнашраме – это не провал»