Смерть может прийти в любое мгновение. Мы должны прилагать усилия в сознании Кришны прямо сейчас

Итак, вы получаете инициацию. Инициация означает начало вашего процесса очищения. Если мы серьезно относимся к очищению, если мы хотим исцелиться, нам необходимо следовать четырем принципам. Все очень прямолинейно и ясно, не так ли? И мы можем задаться вопросом: «А как насчет харинамы?»

харер нама харер нама
харер намаива кевалам
калау настй эва настй эва
настй эва гатир анйатха
(«Брихан-нарадия-пурана»)

Как насчет стиха, в котором говорится, что святое имя — это единственный путь? В этом стихе ничего не говорится о четырех регулирующих принципах. Вы можете повторять Харе Кришна и есть рыбу, если вы бенгальский вайшнав. Конечно, не все они так делают, но есть широко распространенное заблуждение, что главное — это повторять Харе Кришна, больше ничего делать не нужно.

Шрила Прабхупада обсуждает этот момент. Он говорит: «Разумеется, воспевание харинамы очистит вас, это хорошо. Но так же, как огонь, который я собираюсь разжечь (Шрила Прабхупада готовился провести огненное жертвоприношение — БВКС), это сухие дрова. И если я сохраняю эти дрова сухими, тогда огонь будет очень хорошим. Он будет пылать. Но если я полью на них воду, тогда очень трудно будет разжечь огонь. Подобным образом огонь сознания Кришны всегда будет помогать вам прогрессировать. Но в то же самое время, если мы сознательно не будем лить воду на этот огонь, это будет очень хорошо».

Итак, очень ясный момент: если мы начнем разжигать огонь с сухими дровами, то огонь будет очень хорошо гореть. То есть в определенных условиях, когда дрова сухие, огонь просто вспыхнет и будет хорошо гореть. Подобным образом, если мы будем поддерживать себя в чистом состоянии, избегая этих четырех видов греховной деятельности, наше сознание Кришны будет пылать.

А если вы будете продолжать лить воду, тогда… И Шрила Прабхупада ссылается на аналогию, которую он приводил до этого. Подобно тому, как человек, который принимает лекарства и в то же самое время занимается всякой ерундой. Например, если у человека диабет и он делает внутривенные инъекции инсулина каждый день. И в то же самое время каждый день ест три килограмма сладостей. Тогда инсулин не сможет помочь этому человеку. Конечно, он будет в лучшем состоянии, чем если бы он просто ел по три килограмма конфет и не принимал бы инсулин. Но все равно он будет очень сильно болеть. Шрила Прабхупада говорит: тогда его болезнь не излечится, либо же это займет очень много, много времени.

баху джанма каре йади шравана, киртана
табу та’ на пайа кришна-паде према-дхана
(«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 8.16)

В этом стихе говорится, что если человек совершает оскорбления, тогда даже после многих жизней он не сможет достичь чистой любви к Кришне. Шрила Прабхупада говорит: мы не можем быть такими безответственными, ведь жизнь наша очень коротка. Мы не знаем, когда придет смерть. Особенно в наши дни. Мы передвигаемся по улице, мы передвигаемся с помощью самолета, на каждом шагу опасность. Мы все привыкли ездить на машинах и в автобусах. Но на самом деле это очень опасно — ехать со скоростью 50 км/ч в какой-то узкой консервной банке. Лишь одно мгновение невнимательности со стороны водителя — и мы будем мертвы. Иногда водитель внимателен, но кто-то другой, другой водитель рискованно ведет свою машину — и результат тот же самый. Или кто-то просто идет по обочине дороги и ни о чем не подозревает. И вдруг пьяный водитель ни с того ни с сего сбивает человека — и конец. Так много смертей в этом мире в результате несчастных случаев на дороге. В год — сотни, тысячи. В таких странах, как Индия, даже не ведут статистику. В Америке около 50 тысяч смертей в год.

Шрила Прабхупада приводит этот пример: на каждом шагу нас преследует опасность. Падам падам йад випадам. Это опасное место. Мы должны считать эту человеческую форму жизни, особенно жизнь в сознании Кришны, очень, очень важной жизнью. Мы не должны быть невнимательны.

Итак, мы не должны быть невнимательны, когда мы ведем машину. И мы не должны быть невнимательны в течение всей своей жизни. Лишь одно мгновение, когда мы проявляем невнимательность, находясь за рулем, может привести к катастрофе. Подобным образом и в сознании Кришны. Шрила Прабхупада говорит: мы должны быть очень осторожны. Разумеется, Кришна защитит вас. Но в то же самое время мы осознаем эти вещи. Мы должны позаботиться, прежде чем наступит смерть, чтобы мы были полностью готовы к тому, чтобы перенестись на Кришналоку. Другими словами, мы не должны думать: «Ну, Кришна меня защищает, поэтому Харибол, могу делать, что хочется». Нам следует все время быть очень внимательными и осознанными, заботясь о том, чтобы использовать свою человеческую жизнь по назначению, чтобы нам не пришлось рождаться еще раз.

И здесь, в этих предложениях, хотя Шрила Прабхупада и не цитирует, но фактически он перефразирует наставление, которое дается в «Шримад-Бхагаватам»:

лабдхва су-дурлабхам идам баху-самбхаванте
манушйам артха-дам анитйам апиха дхирах
турнам йатета на патед ану-мритйу йаван
нихшрейасайа вишайах кхалу сарватах сйат
(«Шримад-Бхагавтам» 11.9.29)

Кришна сказал Уддхаве: «Спустя множество рождений ты обрел эту редкую человеческую форму жизни. Зная, что эта человеческая форма жизни временна, мы должны быть дхирами, очень трезвомыслящими». Не откладывая, мы должны прилагать усилия. Пока мы не умерли, пока мы живы, мы должны действовать ради нашего высшего блага. И если мы думаем: «А почему бы мне немного не насладиться чувствами?» Кришна говорит: «Эти наслаждения доступны во всех формах жизни».

Е. С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Инициация — значит очищение»