Мудрость. Как познать духовную природу

Суть заключается в том, что вначале человеку необходимо перейти от пратьякши, т.е. от кармы, к шабде, т.е. гьяне, к знанию. Это мы делаем в движении Сознании Кришны, людям даём знание и, таким образом, отрываем их от греховной кармы, т.е. от кармической обусловленности. А затем, для того, чтобы соединить вот эту пратьякшу с шабдой, ведь духовный мир, в который мы, предполагается, должны все вернуться, – это же мир пратьякши, это же мир природы. Мы же не можем просто в шабде находиться, в звуке, в знании, мы же должны быть в теле каком-то, правильно, жить и быть в мире каком-то. Мы же не можем жить без чувств, без пратьякши?

Т.е. мы сейчас находимся в материальной пратьякше эмоций, правильно? Эта материальная пратьякша держит нас за глотку, она бессмысленна, у неё нет смысла. Чем отличается материальная пратьякша от духовной? Тем, что материальная пратьякша, материального тела, материальных форм, которые мы видим, у них нет смысла, они не связаны с Богом. Поэтому эта пратьякша причиняет нам страдания, она является причиной смерти, причиной мучений живых существ и т.д.

Поэтому смысл какой? Вначале мы должны привнести туда шабду, отвлечься от пратьякши, обратиться к шабде. Но это ещё не мудрость, мудрость начинается тогда, когда мы, с помощью полученного знания, начинаем постигать природу уже с духовной точки зрения, как связанную с Богом. И вот когда мы начинаем постигать природу, как связанную с Богом, т.е. постигать природу, как духовную, вот это и есть соединение пратьякши с шабдой, это дивья-пратьякша, т.е. духовная природа. И вот это и есть, собственно, практика ученичества в Сознании Кришны, т.е. не религиозная практика – религиозная, она как раз связана с отвлечением от пратьякши, отрывом, а именно ученичество, потому что ученичество означает изучение природы Бога, духовной природы, дивья-пратьякши.

Сейчас мы наслаждаемся природой, мы эксплуатируем природу, а мы должны служить природе, изучать её. Это и есть деятельность ученика и вот это есть мудрость. Это очень большой вопрос, который далеко выходит за пределы наших возможностей, но принцип именно такой, что вначале человек должен оторвать свои чувства от этого безумия, его нужно за уши оттянуть от того, что происходит, от его греховной кармы, дать ему знания и потом его нужно опять вернуть к этой же самой жизни, к природе, но уже как бы на другой платформе, чтобы он её постиг такой, какая она есть на самом деле – как духовную природу. Это будет тогда пратьякшей, настоящей, духовной пратьякшей, и он сможет вернуться в духовный мир, в мир духовной пратьякши.

До тех пор пока мы не поймем природу, мы будем болтаться в материальном мире, пока мы не поймем её как связанную с Богом, как духовную природу, мы будем в этом материальном мире гнить, будем пытаться наслаждаться материальной природой, изображать из себя Бога.

Е. С. Бхактиведанта Садху Свами