Может ли преданный испытывать гнев и ненависть

Дхрува Махараджа как царь был ответственен за защиту своих подданных. Когда он узнал о том, что его брат Уттама был убит якшами, он как царь принимает решение наказать этих злодеев и направляется к якшам с войной. И он испытывает негативные эмоции, в мирском понимании негативные.

Шрила Прабхупада, комментируя это, говорит: «Не думайте, что преданный не испытывает эмоций». Потому что есть такое представление, что если человек стал чистым, то он стал беспристрастно ко всему относиться. Знаете, такой железобетонный бесчувственный столб. Или человек, который всегда улыбается, что бы вы ни делали, он всегда улыбается. Шрила Прабхупада говорит: «Нет, не думайте так, у преданного тоже есть эмоции».

В духовном мире основа всех эмоций – это любовь. И раса означает обмен отношениями. Значит, должны происходить какие-то события, чтобы эти отношения были, чтобы это было интересно. И для того, чтобы Кришне было интереснее, внутренняя энергия так устраивает, что преданные проявляют различные настроения, различные эмоции, различные проявления своей любви к Кришне. Хотя это может выглядеть по-разному.

Иногда Шримати Радхарани гневается на Кришну, или даже ругает Его, или что-то делает такое с Ним, что нас возмущает: «Почему Она такое делает с нашим Богом?» Но все это проявление Ее любви к Кришне. Никаких других идей нет. Все эти эмоции, в том числе и гнев, зависть, ревность, – все это на самом деле проявление бескорыстной любви.
В материальном мире люди тоже проявляют эмоции, но эти эмоции являются проявлением ложного эго, желания самому быть в центре в той или иной степени, грубо или тонко.

Поэтому когда в материальном мире люди проявляют гнев, то это означает неудовлетворенное вожделение. То есть человек хотел что-то получить – ему не дали – он проявляет гнев. Он испытывает ненависть к другим живым существам, то есть не любит живых существ. Тогда как в духовном мире нет ненависти, там все проявляют любовь. Здесь ненависть – это очень сильная эмоция, и мы наблюдаем вокруг различные проявления этой ненависти или зависти к другим живым существам. Но у чистого преданного, который любит Кришну, есть только любовь.

На что разгневался Дхрува Махараджа? Он разгневался на то, что люди нарушили законы дхармы. Да? К чему была ненависть? Говорится, что нужно ненавидеть грех, а не грешника. Понимаете, да? Осуждать грех, а не грешника. То есть получается, что была ненависть по отношению к тому, что люди делают глупости. То есть они хорошие люди, но почему такие хорошие люди, вечные души Кришны занимаются такой ерундой? То есть он хорошо к ним относится, как к живым существам, но он может испытывать гнев и ненависть к тем греховным вещам, которые эти люди делают.

Ватсала дас