Люди обманывают друг друга и выдумывают разные религии, дхармы

Шрила Прабхупада никогда не разочаровывал преданных, жадно стремившихся уловить каждое его слово. Он выражался откровенно, указывая на глупость попыток считать поддержание тела целью жизни, а также о бесполезности материальной семейной жизни.

Современные религии предназначены для завистников, объяснял Прабхупада: «Таков материальный мир, мир завистников. Зависть — это болезнь. Духовный мир — это место, где нет зависти. Таков духовный мир. А в материальном мире живут одни только завистники. Я завидую вам, вы завидуете мне. Это общество Зависти. Дхармах проджджхита-каитаво тра парамо нирматса-ранам. Парамо нирматсара. Бхагавата-дхарма предназначена для того, кто независтлив. Для завистников предназначена другая дхарма».

Наваяувана был немного удивлен, что дхарма может быть предназначена для завистников.

«Да, это так называемые дхармы, — пояснил Прабхупада. — Так, например, мы, люди, создали столько разных дхарм: хинду-дхарма, мусульманская дхарма, христианская дхарма. Они ненастоящие, они — так называемые дхармы. Дхармам ту сакшад бхагавад-пранитам. Дхарма — это то, что дано Верховной Личностью Бога, вот что такое дхарма. А иначе, если вы просто выдумываете некие ритуалы, формулы, догмы, это обман, а не религия. Са ваи пумсам паро дхармо — вот первоклассная религия.

Что же это такое? Ято бхактир адхокшадже. Откуда вы узнаете, как вам полюбить Бога, если вы просто зазубрили: «Я верю в это, я верю в то; таков наш ритуал» — все это обман. Люди всячески обманывают друг друга, и вот вам очередная разновидность обмана, только и всего. Они скажут: «Мы веруем в этот путь, мы веруем в тот путь». Что с того, если вы верите именно в этот путь? Где же факты? А что если вы верите во что-то неправильное, можно ли это считать религией?

Мы говорим: татха дехантара праптир. Другие религиозные секты утверждают, что это — просто вера хинду. Когда Кришна говорит: дехино шин ятха дехе каумарам яуванам джара—точно так же, как ребенок становится мальчиком, мальчик становится юношей, — это наука.

Почему вы говорите, что это просто вера хинду? Значит ли это, что ребенок мусульман или христиан не станет мальчиком? Что вы подразумеваете под верованием хинду? Но они говорят: «Это вера хинду». Разве правильно считать это верованием хинду? Нет, это не вера, но факт, наука. Что вы об этом думаете? Разве это верование хинду?»

«Нет, Шрила Прабхупада, все именно так, как вы сказали, — ответил Даянанда. — Это знание дано нам Самим Верховным Господом».

Но Прабхупада рассуждал более приземлено: «Помимо Верховного Господа, это еще и закон природы. Пракритех крияманани — так работает закон природ и. Как вы можете избежать действия законов природы? Если какой-нибудь молодой человек скажет: «Нет, нет, я никогда не стану стариком», простит ли ему закон природы, поскольку ему не нравится стареть? Вы должны состариться. Законы природы так строги, но этот негодяй гордится собственным верованием. Это глупость, мудха.

После такого тесного и личного общения с Его Божественной Милостью преданные были полны вдохновения.

Август 1976 года, Тегеран (Иран).
Хари Шаури прабху «Трансцендентный дневник. Том 4», глава 1