Кто такой Брахман

радха говиндаСамое главное качество брахмана – шаучам, чистота. Есть один очень интересный рассказ, который есть в новой книге о Матаджи Ямуне. Там рассказывается о некоторых стандартах чистоты, которых придерживался Шрила Прабхупада, о которых мы очень редко слышим. Если мы вообще об этом слышали. И в этой истории есть несколько важных акцентов. И мне кажется, что услышав их, преданные обогатят и углубят свое духовное понимание того, чего Шрила Прабхупада ожидал от своих учеников. Есть одно потрясающее качество, которое связано с характером Ямуна Деви. Когда в Бомбее был организован первый пандал, то мы остановились в Акаша Ганге.

радха говиндаСамое главное качество брахмана – шаучам, чистота. Есть один очень интересный рассказ, который есть в новой книге о Матаджи Ямуне. Там рассказывается о некоторых стандартах чистоты, которых придерживался Шрила Прабхупада, о которых мы очень редко слышим. Если мы вообще об этом слышали. И в этой истории есть несколько важных акцентов. И мне кажется, что услышав их, преданные обогатят и углубят свое духовное понимание того, чего Шрила Прабхупада ожидал от своих учеников.

Есть одно потрясающее качество, которое связано с характером Ямуна Деви. Когда в Бомбее был организован первый пандал, то мы остановились в Акаша Ганге. Это апартаменты в высоком здании, в центральной части Бомбея. Ямуна оставалась в этих апартаментах, и все время убирала их. Она убирала все место на протяжении 4 часов. И во время уборки она все время в экстатическом настроении воспевала.

Прабхупада говорил, что Ямуна находится на уровне бхавы. И когда услышал впервые, как она пела «Говиндам ади пурушам», Прабхупада сказал: «Это бхава. Каждый день нужно прокручивать это в наших храмах».

Мы все уходили заниматься служением, и в результате своего служения мы получали определенные блага. Например, выходя в Бомбей, мы смотрели разные экзотические места в Индии. Мы встречались с разными культурными интересными индусами. Нас угощали очень вкусными видами прасада. А Ямуна все время оставалась и убирала. Причем она вкладывала свое сердце в то, что она делает. И делала это в очень экстатическом состоянии.

Позже, в апреле 2007 года, когда она приехала повидаться со мной, я задала ей этот вопрос. Она сказала: «Шрила Прабхупада на самом деле очень сильно подчеркивал важность бхагавад-марга. Потому что он хотел, чтобы были изданы его книги. Он хотел, чтобы книги распространялись. И он также хотел, чтобы экспансия нашего движения осуществлялась за счет распространения книг. У него не было очень много время, для того чтобы лично обучать учеников принципам панчаратрика-видхи».

Дальше в этом рассказе говорится: «Чистота является одним из основных принципов поклонению Божествам. Ямуна Деви не проводила разницу между очищением храма своего Гуру, и очищением комнаты Божеств».

Это интересный момент для нас. Мы должны понимать, что храмы – это не места, где мы наслаждаемся. Технически они являются зданиями, которые принадлежат Гуру. И в нашем случае они принадлежат Шриле Прабхупаде. Их нужно поддерживать в таком состоянии, в котором бы Шрила Прабхупада вошел.

Знаете, что во многих храмах по утрам преданные берут мурти Шрилы Прабхупады, и обходят каждый закуточек храма, каждую комнату. Для того чтобы показать Шриле Прабхупаде: «Шрила Прабхупада, мы поддерживаем ваше здание в чистом состоянии». Это настроение ученика: поддерживать храм своего Гуру в чистом состоянии. И настроение такое: в любой момент мой Гуру сможет сюда зайти. И здесь должно быть так, как было бы, если бы я наверняка знал, что мой Гуру сейчас приедет.

И еще она говорила, что не видела разницы между тем, чтобы делать уборку в храме и в алтаре. Нет разницы. Алтарь – место, которое принадлежит Божествам. Храм – место, которое принадлежит Гуру. Нет разницы.

Однажды она мне сказала: «В Бомбее она училась радоваться, совершая это служение чистки храма». Когда ты служить своему духовному учителю, и когда ты служить арча-виграхе на алтаре, то ты понимаешь, что когда ты моешь храм – это внешнее служение. А когда ты поклоняешься Божеству – это внутреннее служение».

Она не проводит разницы между тем, чтобы убирать храм или поклоняться Божеству. Внешнее служение и внутреннее служение. Но и то, и другое – это сокровенное служение.

Теперь она делает контрольный выстрел в голове.

Она говорит: «Когда я мыла храм Господа, то я испытывала такое же духовное просветление, которое я чувствовала, когда я распространяла книги». Она объясняла, что Шрила Прабхупада обучал каждого своего слугу о важности стандартах чистоты в соответствии с уровнем понимания соответствующего слуги.

Если человек вообще не понимал, Прабхупада чуть-чуть объяснял принципы чистоты. Если человек обладал очень явными, проявленными брахманическими качествами, тогда Прабхупада обучал его более подробным каким-то вещам.

Я смотрел видеозаписи «Воспоминания Сиддханты». Сиддханта Прабху собрал от разных учеников Шрилы Прабхупады. И если взять диету. Некоторым ученикам Прабхупада говорит: «Ешьте кичри, ешьте чапати, и вперед на санкиртану». Некоторым ученикам Прабхупада говорит: «Рис, сабджи, дал, чапати. И будьте счастливы». А некоторые ученики, более утонченные говорят: «А как насчет сыроедения?» Прабхупада говорит: «Сыроедение – это здорово. Для тела – это супер. Но не рассказывай никому об этом». Т.е. он видел, кто перед ним сидит. И уже в соответствии с их уровнем он им рассказывал. С их уровнем, может быть с их конституцией. Но, тем не менее, Прабхупада разным людям давал разные наставления даже в рамках какой-то отрасли преданного служения.

И тут она говорит, что разных своих слуг Прабхупада обучал разным стандартам чистоты. Она начала рассказывать мне о том, как строго Прабхупада ее лично воспитывал. А Прабхупада воспитывал ее очень строго. Я рассказывал вам эту историю, когда однажды Ямуна вместе со своим супругом Гурудасом разработали дизайн храма Кришна-Баларам Мандира. А потом Сурабхи Махарадж взял этот дизайн, и на его основе разработал уже нормальный архитектурный проект. И когда храм начал строится, то Ямуна и Гурудас стояли во главе. Было очень тяжело, через какое-то время они уехали. Уже другие преданные подхватили, уже когда процесс пошел, процесс начался. Они уехали в Америку. И через год они где-то вернулись, и был даршан Божеств. Она только-только приехала с поезда. И был даршан Божеств. И Прабхупада увидел что-то. И ему это не понравилось на алтаре. Что-то было не авторитетно. И Прабхупада поворачивается. Кого бы отругать? И видит Ямуну. И он начинает ее отчитывать: «Почему на алтаре вот это? Почему вот так? Почему все грязно?» И Ямуна говорит: «У меня нет никакой ответственности в этом храме?» Ей этого не надо было говорить Шриле Прабхупаде. Прабхупада еще больше разозлился: «Что? У тебя нет ответственности? Как у тебя нет ответственности? Ты – первая моя ученица. Я тебя всему научил. Я тебя научил для чего? Для того чтобы брала ответственность, и для того чтобы ты обучала других дальше. Поэтому если ты видишь что что-то не в порядке, ты должна говорить об этом. Ты должна это исправлять. Потому что я свою ответственность передавал своим первым ученикам». Прабхупада подчеркивал этот принцип парампары.

Смотрите дальше, как Прабхупада дальше обучал своих первых учеников. Например, его посуда из четырех кастрюль (кукер). Если Прабхупада находил хотя бы одно маленькое черную точку на дне, хотя бы на одной из своих кастрюлек. Он реально на нас кричал. И он использовал слова: «Вы не вайшнавы, вы хуже мусульман. Потому что вайшнав никогда в жизни не позволит себе оставить даже одну черную точку на тех котлах, которые он моет на кухне Божеств или на кухне духовного учителя». Поэтому кукер Шрилы Прабхупады блестел всегда, как золото. Они были сделаны из меди, и на меди, когда одна капелька воды попадает, на этом месте остаются черные точечки. Прабхупада на этом кукере одну черную точку видел, и вы уже хуже мусульман.

На основе наставлений Шрилы Прабхупады Ямуна развила целую систему того, как необходимо чистить комнату Шрилы Прабхупады во Вриндаване. Система заключалась в пятишаговой процедуре. Она начинала с потолка.

Сам Шрила Ниранджана Махарадж рассказывал, что каждую неделю они мыли щеткой стены в храме. Я еще помню, я застал это время, когда главный пуджари нас просил каждую неделю вытирать караталы. Это было одно из моих служений в самом начале, когда я был начинающим преданным. Они должны блестеть, потому что это Господь Баларама. В наше время – до свидания. Вы на них играете, они сами чистятся. А если кто-то увидит, что кто-то кладет песенник на пол или мриданг просто кладет на пол, или кто-то переступает через прасад, вам такую взбучку сделают. В наше время все обладают качеством шамы. Все умиротворены.

А во времена Прабхупады вообще были очень высокие стандарты чистоты. Даже если преданные были гораздо беднее, чем сейчас, но стандарты чистоты на кухне и в храме, и коридорах. Я уже не говорю о туалетах, они были просто идеальными.

У нее была система пятишаговой процедуры чистки комнаты Шрилы Прабхупады. В начале она снимала всю пыль с потолка. Затем она спускалась ниже, ниже, ниже. И затем она чистила полностью все щели на полу, а потом поднималась опять наверх. И доходила опять до потолка. Сверху вниз, снизу вверх. И все было настолько идеально, как золото вычищено. Если что-то было не в порядке, Прабхупада сразу же это замечал. И подзывал ее к себе.

В комнатах Шрилы Прабхупады должна была быть идеальная чистота. Во вриндаванских комнатах Шрилы Прабхупады поддерживался идеальный уровень чистоты. А это было нелегко. Почему? Потому что, во-первых, тогда не было такого количества зданий вокруг храма Кришна-Баларамы. Это место называется Рамана-рети, что означает пески, дюны, на которых Господь Баларама любил наслаждаться и играться со своими мальчиками-пастушками. Недалеко протекала Ямуна по старому своему руслу. Еще тогда, 30 лет тому назад, там не было такого количества зданий, и было очень много песка. А в Индии ветра достаточно сильные. Поэтому все время ветер разносит пыль, и поэтому нужно было эту пыль очищать. Плюс храм Кришна Баларама находился в состоянии стройки. Очень тяжело поддерживать чистоту, когда идет стройка. Это реально очень тяжело. Поэтому все время появлялась какая-то грязь.
Стены в комнате Шрилы Прабхупады были покрашены в бледно желтый цвет. А полы были сделаны из черного камня. И эти черные камни были покрыты коврами, а ковры были покрыты белыми простынями.

Т.е. вы зашли с грязными ногами. Я даже помню историю, когда не выдержал из личных слуг Шрилы Прабхупады. Кто-то пришел на даршан, зашел с грязными ногами, остались отпечатки. Я в Индии в одном месте сам это сделал. Наступил на такой коврик грязными ногами. Там остались отпечатки. Слава Богу, дело было к вечеру, и предполагалось, что вот-вот заменят эту простынь. И один из слуг не выдержал: «Шрила Прабхупада, зачем мы стелим эти белые простыни на этих коврах, если преданные все время их пачкают?» И Прабхупада сказал: «Тебе, млеччхе, все равно не понять своими мозгами зачем? А в моей культуре я хорошо это пониманию. Ты просто это должен делать. Если простынь испачкалась, то ты меняешь ее. И все. Ставишь мне другую простыню сюда». Такой уровень чистоты был у Шрилы Прабхупады.

Однажды утром, когда Шрила Прабхупада вернулся со своей прогулки, после того, как Ямуна прошла через эту пятишаговую систему очистки полностью всех комнат Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада посмотрел, и сказал: «Ямуна, когда ты научишься делать уборку в моей комнате? Разве я тебя не обучал принципам чистоты?» «Нет, Шрила Прабхупада», – сказала она смиренно.

Она не стала говорить: «Шрила Прабхупада, я тут все почистила. Я там чисто, и там». Как бхакты скажут сейчас в такой ситуации.

«Нет, Шрила Прабхупада, простите. Как я могу улучшить свою уборку?» Она смиренно отреагировала. Прабхупада ничего не сказал. На его столе лежало изображение Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, лежали его очки, лежала его тилака, его ручки, его ваза для цветов, и стиплере. Шрила Прабхупада взял этот стиплере, который был больше 5 см. Взял свой маленький пальчик, который был очень-очень розовым. И прошел через маленькую металлическую прослойку в этом стиплере. И сказал: «Пыль?» «Пыль». «Когда вы научитесь уже наконец-то убирать».

И Ямуна стала мне рассказывать, что если у Шрилы Прабхупады было время, то он бы обучал своих учеников не только бхагавад-видхи, но также и принципам панчаратрика-видхи. Но так как времени было мало, он был сосредоточен в основном на бхагавад-видхи. Он обучал в основном только близких своих менеджеров и личных своих слуг, который были и женщинами, и мужчинами. Он их обучал.

Я рассказывал вам про своего Гуру Махараджа. Он спускается по лестнице в храме в Будапеште, и пальцем проводит. Это после уборки. Там храм убирается каждый день после утренней программы. До завтрака 20 минут, и все преданные знают свой участок. Такая команда выходит в фартуках со щетками, с тряпочками. За 20 минут храм полностью блестит. И после такой уборки Шиварама Махарадж спускается по лестнице. Там перила такое, которое сделано из нескольких железных труб. И он по самой нижней проходится, и там пыль. «Менеджера позовите сюда».

Или в Нью Враджа-дхаме после уборки. Там по углам стояли две печи. И Гуру Махарадж повторял джапу в алтарной комнате после уборки, и дотянулся до верха этой печи. Посмотрел на уборщика, тот сразу собрал команду из 4 преданных. Почистили все две минуты. Все ушли. Все тихо, мирно.

«Сознание Кришны начинается с сознания Божеств». И вещи, касающиеся чистоты, мы делаем в контексте служения Божествам. Мы проявляем неряшливость в своей комнате. Мы проявляем неряшливость затем в своей одежде. Затем мы проявляем неряшливость в своей еде. Затем мы проявляем неряшливость в своем уме. И затем мы проявляем пренебрежение по отношению к Божествам. Если мы осознаем качество саттвы в той комнате, где мы живем. В той тилаке, которую мы наносим. В той одежде, которую мы носим. В той постели, на которой мы спим. В той еде, на которой мы кушаем. Тогда это качество тщательности будет проецироваться на то, как мы повторяем джапу. Как поклоняемся Божествам. Как мы служим преданным. Это все взаимосвязано. Все эти вещи взаимосвязаны.

Шрила Прабхупада знал сознание своих учеников. Он знал их способности, и он обучал их в соответствии с их способностями. И так мы говорили о чистоте. Более чем тридцать лет позже Ямуна Деви рассказал мне: «Я хочу честно сказать, что я всегда очень с большой радостью занималась уборкой. И в нашем ашраме в Канаде мы тоже, когда убираем, все время воспеваем. Я тем самым вспоминаю времена, когда я убирала в комнатах Шрилы Прабхупады».

Отрывок из лекции Радха Говинды пр. «Кто такой Брахман» по «Ваджра-шучикопанишаде»