Кто такие майавади и сахаджии?

Кто такие майавади? В классическом понимании майавади — это последователи Шанкарачарьи, адвайта-веданты. Шрила Прабхупада же ученых и многих людей Запада называл майавади, хотя они и не слышали никогда о Шанкарачарье… Интересно разобраться в этом.

Е.С. Бхакти Расаяна Сагара Свами: «Майавади [классические] отвергают любую деятельность чувств, у них сухое отречение и они грызут гранит ведических наук. Этому все свое время посвящают — развитию знания. Они хотят достичь освобождения, то есть личностные отношения с Кришной их не интересуют. Их интересует подъем на божественный уровень. Майавади чрезвычайно аскетичны, буквально хлебом с водой питаются для того, чтобы укратить чувства. Девиз майавади: Брахма сатья джаган митья. Маявади отделяют брахман от майи, духовное от материального, объявляют майю ложной, а брахман истиной.

Тот, кто видит материальные вещи и не видит их связь с Кришной — это маявади. Тот, кто ложно отрекается от материального мира для того, чтобы получить признание, ради славы и в конечном итоге ради того, чтобы стать Богом — это маявади. Хотя понятно, что Бог совсем не отречен в этом плане, Он ни от кого и не от чего не отказывается. Другое определение майавади Шрила Прабхупада объяснил в одной лекции. Он говорил: В чем разница между преданным и маявади? Они объясняют те же самые ведические знания, ту же самую Бхагавад-Гиту, тот же самый стих из нее 18.66: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах Но объясняют его совершенно по разному. Преданный говорит: «Смотрите, Кришна здесь просит нас все оставить и предаться Ему, поэтому давайте вместе предадимся Кришне. Давайте будем делать то, что Кришна хочет, вместо того, чтобы делать то, что мы хотим.»

А майавади объясняет, что смотрите Кришна говорит: «Предаться Ему.» Поскольку я — Кришна, все должны предаться Мне. То есть вот это желание стать Абсолютным и Неоспоримым Авторитетом в своей зоне — это майавада, если я пытаюсь занять место Абсолютно Непогрешимого Духовного Лидера какого-то… Это место Кришны. Это тоже маявада, попытка стать Богом. Вот этих вещей надо избегать. Это то, что разрушает Сознание Кришны… Если я разделяю — это майа, это Кришна и развиваю ненависть к майе, к этому объекту, как к материальному — это майвада. Ненависть — это другая сторона привязанности… Тот, кто погружается в майю — это материалист. Тот, кто ненавидит майю — это майавади.»