Кто же является освобожденной личностью?

Мой дорогой Мукунда! Пожалуйста, прими мои благословения. Большое спасибо за твое письмо от 3 июня 1969 года, я внимательно его прочитал. Что касается храма Матаджи Шьямадеви в Лестере, у тебя правильное мнение, и я не очень заинтересован в открытии индуистского храма. Возможно, ты знаешь, что с самого начала я никогда не называл свое движение индусской религией. Религия означает подлинный процесс, с помощью которого мы понимаем Бога, и первоклассной религией является та, которая учит людей развитию любви к Богу. Знать или принимать авторитет Бога – это одно, но любить Бога – другое. Обычно люди заинтересованы в материальном комфорте и видят в Боге исполнителя своих желаний. Такой вид преданности не является чистым. Он осквернен материальными желаниями, но когда человек поднимается до положения, на котором все отдает Богу из любви и влечения к Нему, это первоклассное положение. Мы обучаем этой философии под названием Сознание Кришны, и она применима ко всем здравомыслящим людям. Принцип Бхагават таков, что, поскольку мы можем быть счастливы, просто развивая дремлющую в нас любовь к Богу, это наше главное занятие.

Я понимаю, что сейчас у тебя есть три здания на выбор: два уже доступны, а одно требует денег. Почему бы тебе не заплатить? Какова сумма? Если тебе не хватает денег, а дом очень хороший, мы можем выслать тебе деньги. Ты сказал, что г-н Джордж Харрисон встретится с архиепископом и поговорит насчет передачи нам церкви. Это очень хорошая идея, но пока я вижу, что г-н Харрисон дал много обещаний, которые на деле не были исполнены. Поэтому вместо того чтобы ждать эту церковь, можешь купить один из этих трех домов, так будет лучше. Твое Движение Санкиртаны продолжается даже без здания, поэтому нет причин для сожаления. Ты должен продолжать Санкиртану и продажу нашей литературы, не обращай внимания на отсутствие или наличие храма. Я очень доволен тем, что ты уже продал тысячу журналов BTG, и я полагаю, что тебе будет не слишком трудно продать пять тысяч журналов. Это отчасти решит твои финансовые проблемы.

Ответы на вопросы твоего иштагоштхи таковы. Если человек не является обитателем Кришна Локи, он не может быть Духовным Учителем. Это первое условие. Обыкновенный человек не может быть Духовным Учителем, и если он становится им, он просто будет создавать беспокойства. Кто же является освобожденной личностью? Тот, кто знает Кришну. В БГ, в четвертой главе, говорится, что любой, кто действительно познаёт Кришну, сразу же освобождается, и после оставления нынешнего тела он немедленно отправляется к Кришне. Это значит, что он становится обитателем Кришна Локи. Как только душа освобождается, она сразу становится обитателем Кришна Локи, и любой, кто знает истину о Кришне, способен стать Духовным Учителем. Таково мнение Господа Чайтаньи. Подводя итог, можно сказать, что Духовного Учителя следует считать обитателем Кришна Локи.

Твой следующий вопрос о том, был ли Духовный Учитель раньше обусловленной душой. На самом деле истинный Духовный Учитель никогда не является обусловленной душой. Есть три вида освобожденных личностей. Они называются: 1) садхан-сиддха 2) крипа-сиддха и 3) нитья-сиддха. Садхан-сиддха обозначает того, кто достиг совершенства, выполняя регулирующие принципы преданного служения. Крипа-сиддха – это тот, кто достиг совершенства благодаря особой милости Кришны и Духовного Учителя, а нитья-сиддха – тот, кто никогда не был осквернен. Признаки нитья-сиддхи таковы: с самого начала своей жизни он привязан к Кришне и никогда не устает от служения Кришне. Поэтому мы должны знать, что есть что, ориентируясь на эти признаки. Но когда душа действительно находится на уровне сиддхи, таких различий, как кто является садхан-, крипа- или нитья-сиддхой, не существует. Когда живое существо является сиддхой, различий, что есть что, нет. Точно так же, когда воды реки впадают в Атлантический океан, никто больше не может отличить, какая вода была рекой Гудзон или какой-либо другой рекой. Как нет и необходимости проводить такие различия. На самом деле ни одно живое существо никогда не оскверняется, хотя и может вступать в контакт с материей. Таково мнение Вед. Асанга айам пуруша – живое существо не осквернено. Например, когда капля масла попадает в воду, ты сразу же можешь отличить масло от воды, и вода никогда не смешивается с маслом. Аналогичным образом, живое существо, хотя и находится в контакте с материей, всегда отлично от нее.

Ты правильно сказал, что когда Духовный Учитель говорит, следует понимать, что говорит Кришна. Это факт. Духовный Учитель должен быть освобожденным. Не имеет значения, пришел ли он с Кришна Локи или получил освобождение здесь. Но он должен быть освобожденным. Наука о том, как душа освобождается, объяснена выше, но когда она освобождена, нет необходимости проводить различие в том, пришла ли она напрямую с Кришна Локи или из материального мира. Но в более широком смысле каждый приходит с Кришна Локи. Когда живое существо забывает Кришну, оно становится обусловленным, когда оно вспоминает Кришну, оно освобождается. Я надеюсь, это прояснит твои вопросы.

Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии.

 Твой вечный доброжелатель, А.Ч. Бхактиведанта Свами. 10 июня 1969 года.