Критика преданных

«Сложив Свои ладони золотистого цвета, Господь Чайтанйа провозгласил всему миру: «Прекратите осуждать других и просто повторяйте Харе Кришна мантру. Я лично приду и спасу каждого, кто не осуждает других и хотя бы раз произнес Святое имя».  «Чайтанйа-бхагавата»

В жизни каждого из нас случаются моменты, когда что-то нас не устраивает в окружающих людях, чем-то мы недовольны. В таких ситуациях каждый реагирует по-своему. Кому-то хочется сразу же высказать все, что он думает по данному поводу, невзирая на последствия. Кто-то, наоборот, предпочитает промолчать даже там, где необходимо вмешаться… Как же поступать правильно? Когда и как мы должны говорить людям об их недостатках, а когда этого необходимо избегать?Где грань между конструктивной и деструктивной критикой? Попробуем разобраться.

Почему мы склонны крити­ковать других, в том числе и преданных? И как этого можно избежать?

Когда человек ищет в других недостатки, а затем озвучивает их либо «за спиной», либо непосредственно тому, кого он критикует, — это называется критикой.

Как избавиться от этого?.. Не так давно Абхинанда прабху рассказывал о четырех принципах развития благоприятных отношений в обществе преданных. Для этого вместо склонности искать недостатки в людях нужно развить прямо противо­положное желание — стараться замечать их достоинства. В том, чтобы в Кали-югу видеть в окружающих недо­статки, ничего удивительного нет — человек полон недо­статков. Это все равно, что спрашивать рыбу: «Где вода?». Но иметь духовное видение означает искать совершенства в других.

Итак, первый принцип: видеть достоинства в преданных.

Второй: по возможности, гово­рить о реальных позитивных качествах другого человека.

Третий: делиться чувством, которое возникает, когда вы видите в другом человеке до­стоинства и хорошие качества. И четвертое: указывать на то, что эти качества могут принес­ти в будущем.

Например, на фестивале матаджи-лектор поделилась своими впечатлениями: «Я вижу, что люди на лекциях внимательно слушают и записывают то, что я говорю. Это пробудило во мне чувство благодарности и вдохновение. Я увидела большую перспекти­ву развития этих преданных». Обычно обусловленная душа склонна отмечать для себя именно недостатки: «У этого человека тилака криво постав­лена. Это ужасно! Я немед­ленно должен ему сказать об этом. И в будущем, если такое повторится, я не хочу иметь с ним ничего общего…».

Необходимо замечать хорошие качества и, если это нас вдох­новляет, и мы видим хорошие перспективы, говорить об этом, делиться своими пози­тивными чувствами.

Правильно ли это, замечать недостатки в других? Бывают ли такие ситуации, когда критика помогает духовному прогрессу?

Есть разница между «не искать недостатки в других» и «не видеть недостатков». Не видеть недостатков — это уровень маха-бхагават, уттамадхи-кари, для которых Кришна проявлен повсюду. «Все заняты преданным служением, ­думают они, — один я ничего не делаю». Проповедник не ста­рается «не видеть недостатки», он просто их не ищет. Вместо этого он пытается рассмотреть другие стороны личности.

Проповедник должен видеть недостатки, несовершенства людей — иначе он не сможет проповедовать им, если будет видеть все совершенным. На­пример, ачарйи критиковали тех, кто проповедует сахад-жийу, а также определенные анартхи, которые мешали их ученикам прогрессировать. Ачарйи делали это с целью проповеди, чтобы уберечь людей от глупостей.

Есть также другие варианты: когда сам человек обращается за такой помощью к садху.

То есть, преданный должен сам чувствовать, когда ему нужна подсказка или конс­труктивная критика старших преданных, и сам должен обращаться за помощью?

Предполагается, что ученик принимает все, что говорит ему духовный учитель.
Если духовный учитель указы­вает на его недостатки, ученик не должен думать, что учитель ищет в нем несовершенства. Он понимает, что учитель хочет помочь. Когда человеку, который находится в настрое­нии ученика, скажут о его недо­статках, он будет видеть в этом милость преданных.

В соответствии с шастрами, человек должен научиться анализировать критику и использовать ее соответству­ющим образом. То есть, если критика звучит из уст человека, который никак не заботится о вашей духовной жизни, это означает, что он хочет возвы­ситься в глазах других на фоне ваших недостатков. В таком случае, это только разрушает отношения, и в этом нет ничего позитивного.

Когда человек хочет помочь и действует в духе служения, обычно он не критикует саму личность и не проецирует на нее недостатки, а говорит о наличии проблемы.

Если человек пытается помочь, то опирается на принципы. Старший преданный говорит о ком-то с целью предостере­жения от неблагоприятных тенденций и ситуаций. Когда звучит критика от близкого человека, который меня знает и заботится обо мне, в таком случае ее легко принять и, проанализировав, понять, что я могу в себе исправить.

При этом невозможно назна­чить человеку кого-то старшим преданным. Только когда я сам принимаю чей-то духовный авторитет, я смогу принять от него наставления.

Нужно говорить о проблеме, а не переходить на личнос­ти, тогда нет обиды, а есть правильное восприятие поправления?

Конечно. Хорошо, когда обсуждение принципов идет на личностном уровне, когда человек не отождествляет себя со спасителем, а собеседника -с падшим. Тогда он говорит с позиции слуги, и это его долг — сказать о проблеме.

Он не направляет критику на личность, чтобы унизить человека и показать, что тот падший и негодяй. А наоборот, акцентирует внимание на позитивные качества личности и подсказывает, что и каким образом можно улучшить.

Если у человека есть настроение ученика, то ему хватит разума сделать правильный вывод. Тогда отношения не страдают, но появляется информация для духовного развития.

По личному опыту я заметил, что прогресс в духовной жиз­ни — зачастую заслуга отнюдь не каких-то радостных собы­тий… Многие интересуются нектаром личных взаимоотно­шений с духовным учителем, сладостными моментами. Я много думал и понял, что эти моменты не так помогли в моей духовной жизни, как критика моих анартх. Благо­даря сладостным моментам, развивается доверие и хорошие отношения с Гуру. Но реальный прогресс происходит, когда Гуру не остав­ляет без внимания ни одной ошибки ученика и реагирует «по полной программе».

С другой стороны, садху должен терпеть невежество других. Человек не должен ду­мать о себе как о джагат-гуру и давать наставления всем и каждому. Естественно, можно видеть множество недостатков в других, но не обязатель­но тут же указывать на них. Кришна говорит в «Бхагават-гите»: «Мудрые не беспокоят невежественных людей».

Бывают ли случаи, когда необходимо указать на недо­статки других?

Когда садху указывает на какие-то недостатки, это даже нельзя назвать критикой. Это не критика, когда человек на­зывает вора вором. Например, человек едет в троллейбусе и видит, как вор лезет к кому-то в карман, и он скажет: «Смот­рите, это вор! Будьте осторож­ны!» Можно сказать, что он критикует, ищет недостатки в других, но это иллюзия. Он предостерегает других от опасности. Точно так же, если садху видит, что кто-то действует таким образом, что это приведет к негативным последствиям, его долг сказать об этом.

В Индии очень любят пение баулов*. Но ачарйи предосте­регают: «Если человек будет следовать за этими людьми, то он не достигнет любви к Богу». Если человек несет ответственность за других и указывает на какие-то принци­пиальные недостатки, чтобы предотвратить проблемы в будущем, то это не критика. Это исполнение долга.

Что делать, если человек начинает критиковать Гуру или других преданных?

Рекомендуется оставить обще­ние с таким человеком. Если он критикует садху, это может осквернить даже сознание того, кто слышит такую крити­ку. В каждом индивидуальном случае нужно действовать по-разному, смотря насколько далеко человек зашел в своем оскорбительном настроении: либо это просто невинный, который повторяет чьи-то сло­ва, либо это человек, который испытывает вражду к садху.

Однозначно, если у такого че­ловека есть здравый рассудок, то необходимо попытаться убедить его в том, что это не приведет ни к чему хороше­му: это оскорбление Святого Имени и Гуру, поэтому Кришна будет очень недоволен. Если человек действительно считает себя преданным Кришны и пытается развивать духовные отношения с Кришной, он дол­жен всегда избегать критики спутников Господа и предан­ных, которые посвятили себя проповеди Святого имени.

Если человек начинает искать недостатки в духовном учите­ле, то его духовный прогресс полностью останавливает­ся. Если кто-то критикует духовного учителя, лично я оставляю это место и больше не имею близких отношений с этими людьми.

Как научиться восприни­мать критику правильным образом, чтобы она помогала прогрессировать?

Мы должны находиться в настроении ученика. Если у преданного есть умонастрое­ние ученика, он будет видеть в этом милость духовного учителя, которая проявляется через этого человека.

Должно быть духовное знание, чтобы сделать правильные выводы. Бывает откровенно пустая критика. Она может не относиться лично ко мне и быть более-менее надуман­ной. Но если есть знание, то все равно можно сделать пози­тивный вывод: если об этом говорят, то что-то в этом есть. Необходимо анализировать: что именно беспокоит людей, почему они это говорят, почему именно мне?

Не могли бы Вы поделиться примером из собственной жизни о конструктивной критике, которая привела к положительному результату?

Когда меня поставили ответственным за обучение новых преданных проведению пуджи Божествам, старшие вайшнавы сказали: «Есть одно правило, которому ты должен обязательно следовать. Чтобы указать человеку на какие-то недостатки (неизбежно человек совершает какие-то ошибки в обучении), сделай это наедине и ни в коем случае не говори в негативном ключе, даже если что-то было сделано полностью неправильно. Скажи, что вот это и это было хорошо, а вот это можно еще лучше, если сделать так-то и так-то…»

То есть, нужно говорить в таком ключе, чтобы человек не чувствовал себя униженным. Это больше касается не критики, а этикета взаимоотношений с преданными – с теми людьми, с которыми мы не хотим потерять отношений.

Ведь находиться среди вайшнавов – это наша цель. Когда присутствует умонастроение служения, то даже если внешне это может показаться критикой, это не принесет негативных последствий. Это не будет разрушительным, Кришна Сам позаботится об этом.

Или, например, мы с кем-то не согласны. Он, на наш взгляд, говорит полную чушь: это не соответствует никакой философии. Можно отреагировать так: «Все, что ты сказал – это полный бред. Хватит молоть чепуху». И все, конец отношений.

Человек видит: «Меня не хотят выслушать. Все, что, на мой взгляд, кажется разумным, в его глазах – абсурд». Но можно ведь сказать по-другому: «Во всем, что ты говорил, вот этот момент неплохой, вот с этим я полностью согласен. А вот здесь, с точки зрения писаний и на мой взгляд, неправильно. Если ты готов меня выслушать, я могу объяснить почему» – и отношения продолжаются.

Это умонастроение служения. Разрушительная критика такова: «Все нужно разрушить, а затем сделать по-новому. Тогда будет правильно!»

А конструктивная критика – это когда то, что случилось, также хороший жизненный опыт. Она вносит определенную новизну, практический опыт: как что-то улучшить, не сломав при этом то, что было сделано ранее.

Интервью с Сиддхартхой прабху

______

* В переводе слово «баул» означает «святой безумец». Баулы восстают против любой религиозной традиции, живут сами по себе, кочуя по Индии в поисках «безумной любви к Богу» (прим. редактора).