Критика людей

— Ответьте, пожалуйста, на вопрос, касающийся критики других людей. Что считается критикой, за которую мы получаем кармические реакции в виде критикуемых нами качеств другого человека? только осуждение «за глаза» и сплетни за спиной или все-таки и критика, которую мы высказываем непосредственно человеку?

Любая критика, осуждение, высмеивание недостатков, или попытка каким либо образом опустить другую личность, особенно преданного, в глазах людей, несет за собой последствия в форме кармических реакций и разрушительным образом сказывается на нашем сознании и духовной практике. Особенно разрушительным является следующий сценарий:

«Человек, который прославляет кого-то в его присутствии, а за спиной поливает этого человека грязью, ничем не лучше собаки. У него нет никаких шансов подняться на высшие планеты.» (Bhishma to Yudhisthira. Mahabharata, santi parva 115.11)

Шрила Бхактисидханта Сарасвати пишет в комментарии к Шри Чайтанья Бхагавате, Мадхья 13.311-312:

“Если мы совершаем ошибку, вовлекаясь в поиск недостатков, критикуя других, и таким образом даем волю своим низменным инстинктам, мы просто способствуем деградации своей души. Не освободившись от зависти, никто не сможет никогда выпутаться из бездны материального существования. Махапрабху освобождал пьяниц и дебоширов, но отвергал всякого кто оскорблял преданных. Поиск недостатков никогда еще не способствовал развитию преданности и углублению духовного понимания; это просто приводит к суровым реакциям. По этой причине, великие души избегают критику любой личности, особенно критику преданных.”

Результаты критики как справедливой, так и ложной описываются Шрилой Вьясадевой в «Нарада-пуране» (1.14.161-163):

«Тот, кто ищет недостатки в других, или тот, кто считает грехи грешника, является нарадхамой, низшим из людей. Если обвинение в грехах справедливо, то считающий их в равной мере несет ответственность за них вместе с грешником. Но если обвинение ложно, то приписываемый ими грех возвращается к ним в двойном размере».

«Тот, кто клевещет на безгрешного и критикует его, будет страдать от тяжких адских мук, пока будут светить луна, солнце и звезды».

«Если грешник подвергается критике, то он немедленно избавляется от половины своих греховных реакций».

В этой связи, пожалуйста, прочитайте внимательно историю под названием «не ешьте чужие глиняные шарики».

— А как насчет конструктивной критики, если такое понятие вообще может существовать, учитывая наше несовершенство?

Шрила Бхактивинода Тхакур пишет в статье под названием «Вайшнава-нинда», что есть только одно обстоятельство, когда разговоры о чужих недостатках может принести некую пользу. Это ситуация, когда сердце критикующего свободно от зависти и его намерением является любовь и благополучие личности, которой он указывает на недостатки.

Как правило, в мирской жизни такими личностями выступают наши любящие родители, старшие братья, сестры, или наши мудрые бабушки с дедушками. В духовной жизни такими личностями будут наши духовные учителя, которым мы должны позволить выявлять наши недостатки, наши старшие Вайшнавы, в чьи обязанности это входит, и наши немногочисленные желающие нам добра друзья.

Ваш слуга Радха Говинда даса

________________________________

НЕ ЕШЬТЕ ЧУЖИЕ ГЛИНЯНЫЕ ШАРИКИ

Вот такая традиционная история, пришедшая к нам из Южной Индии, обнаружилась в древней книге, написанной на языке Телугу. Она была составлена Ананта Аматьей, вайшнавским поэтом, жившим в пятнадцатом веке. Эта история как нельзя лучше иллюстрирует результаты критики недостатков других людей.

Жила-была женщина, которая своей красотой была равна Рати Деви, супруге Купидона. Пока ее муж находился в паломничестве, она жила как добродетельная женщина в доме своих родителей. Однажды один молодой, красивый нищий йог пришел в ее дом, прося подаяния. Молодая женщина, которая вышла из своего дома, чтобы украсить входную дверь, была так поражена его красотой, что не могла отвести глаз от его лица. Видя, как она оторопела, он рассердился и спросил: «Ты что, никогда не давала милостыню йогам? Нехорошо так рассматривать гостей. Если ты можешь пожертвовать какую-то пищу, то, пожалуйста, сделай это. А если нет, то позволь мне уйти».

Однако его слова еще сильнее возбудили ее чувства, и молодая женщина продолжала стоять, еще более ошеломленная. Не осознавая своих действий, она бросила шарик из красной глины, которым собиралась украсить фасад дома, в миску нищего йогина. Йогин принял его, не посмотрев, и поспешно удалился.

Прошло какое-то время, и женщина умерла от любви к йогу. Ее привели в царство Ямараджа, где она страдала от сильных приступов голода. Заметив ее страдания, Господь Индра спросил Читрагупту, секретаря Ямараджа, какие оскорбления она совершила и что ее ожидает.

Читрагупта проверил свои записи и ответил: «Эта женщина пожертвовала глиняный шарик голодному йогину. Так как такая милостыня увеличивается в десять миллионов раз, она должна съесть десять миллионов глиняных шариков!» И Ямадуты начали кормить женщину глиняными шариками. Увидев их, она начала кричать: «Кто способен есть глиняные шары? Пожалуйста, простите мне мои грехи и дайте что-то поесть. Я так голодна».

Тронутый ее жалобными криками, Индра стал просить Читрагупту: «Да, она поступила плохо, но, скажи мне, есть ли способ дать ей что-то поесть?»

И снова Читрагупта внимательно просмотрел свои записи и ответил: «Эта женщина никогда никому не давала пищи и милостыни, только один глиняный шарик йогину. Однако, в этом шарике, который она положила в его тарелку, было зернышко ячменя. Столько же благочестия она и заработала. Видишь, здесь все записано».

Индра договорился с Читрагуптой, что через определенные промежутки времени женщина будет получать шарик ячменной муки в день после месяца глиняных шариков, потом снова шарик ячменной муки и т.д. Таким образом, женщина стала получать плоды (или глину) своей кармы.

И даже после многих месяцев огромная куча глиняных шариков, которые она должна была съесть, не уменьшилась. И опять она обратилась с мольбой к Индре: «Индра Дева! Я не вижу, чтобы эта куча глины хоть как-то уменьшилась. Ты не мог бы помочь мне принять новое рождение? Это даст мне передышку, и в конце следующей новой жизни я буду есть шарики из глины».

Индра удовлетворил ее желание, и она родилась дочерью брамана. Она вышла замуж, и когда ее муж отправился в паломничество, стала жить в доме своих родителей. Однажды, в ее дом пришел йогин с миской и сказал: «бхо мт бхавати бхик дехи – О, матушка, пожалуйста, дай мне милостыню».

Хотя она и не помнила своего предыдущего рождения, но каким-то образом вид йога, саньяси, вызвал у нее горячее спонтанное желание дать ему милостыню. Она побежала в дом и быстро принесла горшочек горячего сладкого риса, который и положила ему в протянутую руку. Горшочек обжег руку йога, и тот закричал на нее: «Глупая женщина! Зачем ты обожгла мне руку? Разве тебе мало того, что ты сделала в своей предыдущей жизни? Такое впечатление, что оскорблять йогов стало частью твоей природы!»

Сказав это, нищий удалился. Услышав укоры йога, она подумала: «Какой же грех я совершила в своей предыдущей жизни?». Она захотела во что бы то ни стало выяснить это и побежала вслед за саньяси. Догнав его, она упала к его стопам и взмолилась: «Махараджа, пожалуйста, обращайся со мной, как со своей сестрой, и скажи, что я сделала в прошлой жизни».

Йог рассказал ей все о ее прошлой, теперешней жизни и об ожидающих ее страданиях. Услышав это, женщина очень испугалась, и ее тело начало дрожать, как листик на ветру. Она стала умолять его: «Прошу тебя, скажи мне, как я могу избежать тех страданий, которые мне еще предстоит перенести?»

Йогин на минуту задумался и ответил: «Послушай, женщина, я скажу тебе способ, если ты готова к этому. Надень платье женщины легкого поведения, проводи побольше времени в компании молодых распутных мужчин и постоянно бросай на них соблазнительные взгляды. Некоторые из них привлекутся и последуют за тобой. Но ты не увлекайся ими, а спасайся. Если уступишь их желаниям, то последствия будут еще более страшными. Никогда не теряй рассудок. Если будешь вести себя подобным образом, то сможешь избавиться от своих греховных реакций. Когда люди увидят, как ты себя ведешь, они станут тебя критиковать. Каждый раз, когда они будут это делать, один из оставшихся глиняных шариков будет переходить к ним. Со временем, эта гора глиняных шариков, перейдет в рот критикующего. По этой причине, великие души считают оскорбления злых людей своим благословением. Это надежный способ избавиться от своих грехов.

После того, как йог ушел, брахмани последовала его совету и стала одеваться, как блудница и появляться в местах, часто посещаемых распутными мужчинами. Когда один из них привлекался ею, она его разочаровывала, оказывая знаки внимания другому мужчине. Проводя таким образом ночи, она рано утром омывалась, поклонялась Господу Шиве, питалась только раз в день и проводила остаток дня, думая о своем отсутствующем муже. Так она играла двойную роль проститутки ночью и преданной жены днем. Видя ее ночные похождения, некоторые люди стали безразличны к ней, некоторые стали ее презирать, а значит забирать большую часть ее грехов на свою собственную голову.

Однажды вечером, когда брахмани шла по улице, ей навстречу вышли муж и жена чандалы. Увидев приближающуюся брахмани, женщина-чандала сошла с дороги в знак уважения к ее более высокому положению. Увидев это, муж стал ее упрекать: «Зачем ты показываешь свое уважение этой падшей женщине, которая продает свое тело за полпенни первому встречному. Это она неприкасаемая, а не ты!»

Слыша, как ее муж критикует женщину брахманского происхождения, женщина-чандала закрыла уши руками и воскликнула: «Рама, Рама! О мой муж, разве хорошо критиковать других? Разве ты не знаешь, что все те, кто критиковал эту женщину, понесли наказание, и теперь будут поедать долю глиняных шариков, предназначенных для нее? Я уверена, что, критикуя ее, ты пытаешься съесть оставшиеся шарики!»

Слова женщины-чандалы как громом поразили брахмани. И она подумала: «Откуда эта женщина узнала о моей прошлой жизни, ведь я сама узнала об этом только благодаря чистой случайности? Она, должно быть, необычная женщина. Мне надо с ней поговорить!»

Размышляя таким образом, брахмани побежала за женщиной-чандалой, упала на землю, обхватив ее стопы, и зарыдала: «Матушка! Ты богиня Лакшми, Сарасвати или Парвати? Умоляю тебя, спаси меня!»

Не ожидав такого поведения со стороны брахмани, женщина смутилась и, освобождая свои стопы, промолвила: «Матушка! Пожалуйста, уходи. Негоже тебе лежать распростертой у ног женщины низшей касты, к коей я принадлежу. Ты только добавишь себе грехов! Чем я могу тебе помочь? Если тебе нужна кожаная обувь, то, пожалуй, я могу тебе ее дать. Это все, что я могу сделать для тебя».

В ответ брахмани сказала: «Я не считаю тебя чандалой. Ты – мой любимый Господь. Не отталкивай меня. Пожалуйста, скажи, все ли мои грехи смыты или еще остались какие-то».

Тронутая ее мольбами, женщина-чандала ответила: «Ты действительно умная женщина. Я расскажу тебе о том, что ты хочешь знать. Все предназначенные тебе шарики, полностью перешли к тем людям, которые тебя критиковали. Ни одного не осталось. Представить трудно женщину, которая бы так сражалась за то, чтобы очиститься от последствий такого тяжкого греха. Сейчас ты чиста, как хрусталь. Живи долго и счастливо со своим мужем!»

Поблагодарив женщину-чандалу, брахмани сказала: «Матушка, ты из очень низкой касты, и, тем не менее, кажется, знаешь тайны, известные девам. Пожалуйста, скажи мне, кто ты и почему у тебя такой облик».

Женщина-чандала ответила: «Этот мужчина – мой супруг. В своей прошлой жизни он был брахманом. Я тоже была брахманом и его покорной женой. Мы совершали тапасью, живя просто и без излишеств в хижине и питаясь только фруктами и кореньями. Мы взяли за правило кормить брахманов на праздники. Однажды в такой день к нам пришел йог, прося милостыню. Он был одет в грязную и изорванную одежду, и от него дурно пахло. Я поспешила в дом, чтобы приготовить ему еду, и тут его увидел мой муж. Посчитав его обычным попрошайкой, он сказал мне: «Глупая женщина! Что ты бегаешь, готовя еду для этого человека, как будто он – великий йог? Там есть остатки, вот их и принеси. Хватит с него и этого!»

Как благочестивая жена, я сделала так, как велел мне мой муж. Однако когда йог увидел остатки, которые ему принесли как милостыню, он поднялся, шипя подобно Агни, бог огня, и закричал на моего мужа: «Эта женщина хотела предложить мне свежую пищу, а ты не дал ей этого сделать и оскорбил меня, предложив остатки пищи! Из-за своих низких мыслей ты принял меня за обыкновенного попрошайку. Я проклинаю тебя, и в следующей жизни ты родишься низко-родным чандалой! А так как твоя жена тоже принимала в этом участие, то пускай она тоже родится женщиной-чандалой и живет такой же жалкой жизнью, что и ты!?

Услышав посланные на нас проклятия, я начала дрожать всем телом. Я пала к ногам йога и взмолилась: «Махатма! Мы совершили не одну, а тысячи ошибок и злодеяний. Пожалуйста, прости нас. Ты – великий мудрец. Мудрец и гнев – два несовместимых понятия, как огонь и вода. Пожалуйста, прояви к нам сострадание и хотя бы скажи нам, как мы можем освободиться от рождения в семье чандалов!»

К тому моменту йог уже успокоился и ответил: «Женщина, вы будете жить как чандалы. Но однажды на вашем пути встретится женщина, которую люди будут склонять на всех углах, считая ее поведение аморальным. Когда вы уступите ей дорогу из уважения к ее принадлежности к высшей касте, твой муж плохо выскажется о ней. А ты в этот момент увидишь чистоту этой женщины и упрекнешь мужа за его плохое поведение. Затем женщина-брахман подойдет к тебе и спросит, откуда ты знаешь ее прошлое. И в этот момент действие моего проклятия прекратится, и вы не только вспомните и вернете себе свою предыдущую жизнь, но в вас обоих появится вдохновение вести религиозную жизнь».

«Матушка! — промолвила женщина-чандала – Теперь ты сможешь увидеть, какую роль ты сыграла в нашем освобождении». Сказав это, муж и жена-чандалы освободились от своего облика неприкасаемых и приобрели форму брахманов, и ушли, чтобы продолжать совершать тапасью, восхваляя деяния Всемогущего.

Узнав, что она смыла с себя все свои грехи, брахмани вернулась домой и продолжила жизнь целомудренной жены.