Критика и оскорбления

Когда речь заходит о критике и оскорблениях, очень важно не впадать в крайности. Первая крайность — это паническая боязнь вайшнава-апарадхи и попытка записать в эту категорию любое критическое заключение; отключение функции критического мышления. Другая крайность — когда мы критикуем всех без разбору и по любому поводу, не разбирая, что является нашим мотивом и является ли правдой тот недостаток, на который мы указываем.

Где правда? В комментарии Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура к стиху Чайтанья Бхагаваты Мадхья 13.312, приведенном ниже:

ниндая на баде дхарма — сабе папа лабха
этеке на каре нинда саба махабхага

«Оскорбление не укрепляет следование религиозным принципам, оно лишь приводит к греху. Вот почему великие души не заняты подобной деятельностью.»

Комментарий: «Преданные Господа никого не оскорбляют в этом мире. Тот, кто оскорбляет других, известен как «греховный» и «нерелигиозный». Оскорбление — это указывать на чьи-то недостатки, которых, на самом деле, нет. Те, кто, будучи движимыми сторонними целями, не могут переносить прославления других и с желанием нападают на них, несправедливо приписывая им плохие качества, обречены на страдания день ото дня. Личность, которая, вследствии зависти, приписывает недостатки непогрешимому Вайшнаву, должна пойти в ад Кумбхипака и испытывать суровые страдания. Эти грешные люди, которые не могут понять, что сарва-махагуна-гана-вайшнава-шарире — «все хорошие качества проявлены в теле Вайшнава», и кто считает, что непреданные равны преданным, никогда не смогут достичь успеха в чем-либо. Критика поведения непреданных называется сад-упадеша, или хорошее наставление. Любая деятельность живых существ, кроме преданного служения Вишну, должна быть осуждаема. Грешные люди часто занимаются разной отвратительной деятельностью под предлогом преданного служения Вишну. Наставления отвергнуть такую деятельность не должны называться ниндой или оскорблениями.»

То есть, если кто-то под видом преданного служения пытается продвинуть любую деятельность, им не являющуюся, то указание на это такому человеку не будет являться оскорблением. Если кто-то меняет наставления Шрилы Прабхупады, указание на это не является оскорблением или вайшнава-апарадхой. Вайшнава-апарадхой это будет только в том случае, если мы лжем и искажаем факты в своей презентации.

От преданного ожидается, что он скажет что-то против, а не будет сидеть молча, наблюдая за тем, как кто-то разваливает созданное Шрилой Прабхупадой общество.

Umāpati Dāsa

Ссылки: комментарий Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура к Чайтанья Бхагаваты Мадхья 13.312