Кришна — жизнь всей жизни

378-е имя, Шри Гарбха. Шри — значит богатство, то, что благоприятно, также это означает Лакшми, также это означает Радха, а гарбха — значит утроба. Итак, смысл таков: в Нем содержатся все благие качества и они выходят из Него.

Как, например, ребенок в утробе матери. Господь появляется, и все хорошие качества проявляются из Него, то есть из Господа, как будто рождаются из Него. И, конечно, Он вечно является обителью всех благих качеств. Не так, что через какое-то время они начали проявляться в Нем, они всегда в Нем, и с Ним всегда Лакшми, с ним всегда Радха в Кришна-лиле.

Баладева Видьябхушана приводит значение имени: Он обладает всем богатством во вселенной и Он показал их маме Яшоде, когда она заглянула Ему в рот. Говорится, что это произошло дважды: она увидела все богатства вселенной в Кришне. То, что все богатства в Кришне — это не просто метафора, мама Яшода видела всю вселенную в Кришне.

Это хорошая научная теория, мы могли бы дать ее атеистам: вся вселенная находится в Кришне. Попытайтесь сообразить, как это?

Итак, Шри Гарбха — значит внутреннее, абсолютно внутреннее. Можно понять, что Радха и Кришна неотделимы, Лакшми и Нараяна неотделимы. В пранама-мантре Чайтаньи Махапрабху говорится, что любовные отношения между Радхой и Кришной — это проявления Его энергии наслаждения, и, хотя Радха и Кришна суть одно, хотя Они едины, Они проявляются как двое, чтобы наслаждаться играми. <…> То есть в играх должен быть не только Он, должны быть Его преданные, Его шакти. Он шактиман, Он всегда со Своими шакти. Так что Радха всегда с Кришной, Она не отделима от Него.

Итак, комментаторы говорят, что Он неотделим от Лакшми, и это имя «Шри Гарбха» идет рядом с именем «Дева», потому что в играх Его всегда сопровождает Лакшми. Опять возвращаемся к деве. Обычно это означает Бог, но также это значит «тот, кто совершает игры, тот, кто играет». То есть Он Бог не в том смысле, что всех побеждает. Бог — это величайший наслаждающийся, а не величайший завоеватель. Он, конечно, также и величайший завоеватель, побеждающий всех, но о том, что Он Бог, говорит тот факт, что Он наслаждается больше всех.

А те, кто подражают Богу (ишваро ’хам ахам бхоги), хотят думать: «Я контролирующий, я наслаждающийся». Но на самом деле таковым является Кришна — Он контролирующий, Он наслаждающийся. И наслаждаясь как Кришна, у Него всегда есть Радха, как у Вишну, у Него всегда есть Лакшми. И вся слава содержится в Нем, все благое, все божественные качества неотделимы от Кришны.

Почему Он также лоно вселенной? Потому что Он Сам входит в каждую вселенную и в каждое живое существо во вселенной. Так что Он как утроба вселенной.

Это чудо, как формируется ребенок в утробе. Можно провести научный анализ, но это потрясающе. Из «Шримад-Бхагаватам» и современной науки мы понимаем, что женские и мужские секреты смешиваются, и одна клетка постепенно развивается в очень сложный, в крайне сложный механизм, именуемый человеческим телом. Мы можем объяснять это научно — там происходит то или это. Но полностью с научной точки зрения не объяснить, почему и как это происходит. Они говорят, что благодаря эволюционной теории. Это ужасная теория. Хотя она так широко принимается в современном мире, это очень слабая теория. Не нужно быть великим ученым, чтобы это понять. У них очень, очень слабые представления. Из-за каких-то неупорядоченных взаимодействий химических веществ возникает жизнь — это очень, очень слабая идея.

Любое тело, даже тело муравья настолько сложное, не говоря уже о психологии муравья, даже психология чрезвычайно сложна. И говорить, что это возникает просто из-за какого-то неуправляемого взаимодействия химических веществ… Это очень слабая теория, не только слабая, она абсурдная. Мы видим, что под влиянием майи люди думают, что они очень образованны, они думают, что это не только достоверно, но что это именно так и должно быть. Очень, очень слабые представления. Кришна — жизнь всей жизни, дживанам сарва-бхутешу, Он говорит это в Бхагавад-гите.

Е. С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции по Вишну-Сахасранаме «Девах, Шри-гарбхах, Парамешварах, Каранам, Каранам»