Кришна уничтожает апрарабдха карму, но не прарабдха карму

Вопрос: Высылаю Вам «Вестник» за 2008, при чтении которого у меня возник один вопрос. На странице 10 Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж, размышляя о том, почему с преданными происходят плохие вещи, говорит, что Кришна не меняет карму преданных. Мне кажется, что это вступает в противоречие со, скажем, 37 текстом четвертой главы Бхагавад-Гиты, в которой говорится, что: «Как пылающий огонь превращает дрова в пепел, о Арджуна, так и огонь знания сжигает дотла все последствия материальной деятельности» и комментарием к нему. Не могли бы Вы объяснить, как это все логически увязать?

Ответ: Карма, о которой говорит Бхакти Вигьян Махарадж, называется прарабдха карма. Прарбдха-карма (проросшая карма) — это плоды наших поступков из разных прошлых воплощений. Они проявляются, в настоящем, в форме определенного вида тела, набора чувств, в форме более развитого или менее развитого уровня интеллекта, и в форме определенной порции грубых реакций, предназначенных именно для этого рождения.

Кришна действительно не меняет ее. Если в этом рождении у нас нет одной ноги или руки, то, скорее всего, эти органы не вырастут даже при наличии духовного знания. Кришна очень искусно использует созданную нами же карму, для того, чтобы научить нас определенным вещам, и для того, чтобы в порыве своей «преданности», мы не расслаблялись, и помнили о своем греховном прошлом. Сухотра Махараджа объяснял, что в этом контексте, в Ведах говорится, что карма является нашим другом (карма- митра) и нашим учителем (карма-гуру). Это также соответствует тому, о чем Бхакти Вигьян Махарадж пишет в своем вестнике:

«Если Кришна освободит нас от кармы, то как мы сможем чему-то научится в этом мире? Карма учит. Но извлечь драгоценные уроки кармы по- настоящему способны только верующие люди. Конечно, даже обычные люди закаляются, когда трудности приходят к ним. Человек, не сталкивающийся с трудностями, как избалованный и испорченный ребенок, будет обузой для себя и для всех остальных. Но именно преданные способны разглядеть в себе самих корень всех страданий и потому принимают все страдания с благодарностью, как хороший пациент, принимающий спасительную боль из заботливых рук своего врача. Так зачем же Кришне устранять трудности с их пути — Он же хочет видеть преданных сильными и мудрыми?»

Другими словами, посредством разного рода тройственных страданий, Кришна помогает нам понять опасность материального существования, поддерживает наш дух смирения и стимулирует развивать свою полную зависимость от Него.

тат те ‘нукампам су-самикшамано
бхуньджана эватма-критам випакам
хрид-ваг-вапурбхир видадхан намас те
дживета йо бхакти-паде са дайа-бхак

«О мой Господь, тот, кто терпеливо ждет пока Ты прольешь на него свою беспричинную милость, тем временем, безропотно* снося все невзгоды и страдания, которые обрушиваются на него из — за совершенных им некогда грехов, кто при этом не устает благодарить Тебя словами, сердцем и делами, вполне заслуживает освобождения. Освобождение становится его законным правом». ( Ш.Б.10.14.8).

Карма, о которой говорится в Бхагавад Гите 4.37, является апрарбдха кармой. Это невидимые, тонкие, пока еще не проявленные кармические реакции. Кришна действительно уничтожает апрарбдха-карму посредством огня трансцендентного знания. Он проявляет это, уничтожающее невежество, знание, двумя путями: изнутри, в сердце преданного — дивья-гьян-хриде-прокашито, и извне, посредством наставлений наших духовных учителей, гуру-мукха-падма-вакйа-читете-кория-айкья.

Венцом трансцендентного знания и преданного служения, является привязанность к повторению святого имени. Шрила Бхактивинод Тхакур писал, что уже на уровне нама-абхасы (очистительной стадии повторения), в форме своего святого имени, Кришна уничтожает все остальные виды кармы, помимо прарабдхи — апрарабдха карму (не проявленную, но уже созревшую), кутам карму (карма, которая скоро должна будет созреть и проявится ) и биджам карму (карму в форме семени и психологической предрасположенности к совершению новых греховных поступков).

Подтверждение этому мы находим в «Падма-пуране»:

апрарабдха-пхалам папам
кутам биджам пхалонмукхам
краменаива пралийета
вишну-бхакти-рататманам

«Те, кто занимается преданным служением Верховной Личности Бога, постепенно избавляются от всех последствий совершенных ими грехов: уже созревших, только накопленных, а также дремлющих в форме семени.»

Ваш слуга Радха Говинда Даса