Кришна не сказал: «Арджуна, ты – индус, а я индуистский Бог. Почему бы тебе не поклоняться мне?»

Мы не должны думать, что Бхагавад-гита – это индуистское писание, что она только для индийцев. Сознание Кришны – это изначальное сознание дживы, предназначенное для каждого живого существа. В человеческой форме жизни у нас есть возможность развить это сознание. В действительности очень хорошо, что наше движение обретает какой-то успех среди индуистского населения, начиная с 21 века. Но истинный успех будет в том, чтобы не только те люди, которые культурно отождествляют себя с Бхагавад-гитой, но даже те, которые не отождествляют – приняли ее. Вот это означает, что наша проповедь будет успешной, потому что проповедь означает давать знания. И Бхагавад-гита – это знание. Это не индуистское знание.

Нет такого как индуистское знание, как нет индуистской математики, например. Конечно, они говорят, что есть ведическая математика, но индус говорит, что два плюс два равно четырем, или не индус, два плюс два все равно не будет пять. Это знание. Это факт. Если это не факт, то мы здесь просто зря тратим время, это просто какое-то сентиментальное собрание. Если мы не говорим здесь о реальности, о чем-то истинном, если мы думаем, что мы просто здесь все собрались… Как некоторые ходят на сат-санги Сай-бабы, некоторые в христианскую церковь, некоторые идут на научные собрания, а мы здесь потому что нам здесь больше нравится. Тогда наше Движение – это просто полный провал. Если мы не осознаем, что это – реальность, это – просто сентименты, вот и все. Если мы можем приводить сюда только индусов…

Конечно, это не плохо, что люди с индуистским происхождением приходят. Но если мы не способны донести это знание независимо от индуизма, иудаизма или атеизма, знание, пока мы не сможем его донести до всех категорий, до всех классов людей, тогда следует предположить, что мы просто превращаемся в этническую какую-то догматичную сентиментальную группу. Это знание должно привлекать всех. Конечно, в культурном смысле сознание Кришны более привлекательно для тех, у кого индуистское происхождение, но Шрила Прабхупада говорил, что это научное знание в истинном смысле этого слова.

Это знание о разнице между материей и духом. Оно также истинно как для человека с английским происхождением, например. Это относится ко мне, к моему телу нынешнему. Также это истинно и к человеку с китайским происхождением и с африканским происхождением. И это применимо равно и к индусам. Не важно: индуист вы, мусульманин или иудей или христианин. Это происходит со всеми. Все, родились вы в иудейском теле или в индийском или в кошачьем или в собачьем, вы рождаетесь, тело растет, затем оно стареет и умирает. Это знание. И дальше дается термин «дехантара праптир» – вы после смерти обретаете другое тело. Это знание относитсяко всем. Правда это или нет?

Иногда люди говорят: «Вы верите в реинкарнацию?» Это глупый вопрос. Я говорю им: «Не важно, верю ли я в это. Если это истина – это истина. Если это не истина, то это не истина. Так что если вы спрашиваете: «Вы верите?», я верю в реинкарнацию, если я умираю, я рождаюсь снова, а христианин – он не верит в реинкарнацию, поэтому когда он умрет, с ним этого не произойдет. А с атеистом тоже этого не произойдет. То есть это происходит, только если вы верите в это. Но это не так. Реальность независима от нашего мнения.

Так что это знание Бхагавад-гиты, Кришна говорит Арджуне: «Я сейчас буду тебе рассказывать индийские сказки, чтобы ты был счастлив, потому что ты страдаешь от психологического кризиса. Ты не хочешь убивать Бхишму и так далее. Я расскажу тебе такие индуистские религиозные истории, чтобы ты успокоился». Он так не говорит». Он говорит: «Сейчас я расскажу тебе, все тот знание, которое тебе необходимо знать, всю ту науку, которую ты должен знать, чтобы тебе больше не нужно было ничего знать. Там все есть». Так что это справедливо не только для Аджуны, это справедливо для всех.

Мы должны быть способны дать это всем, представить это всем. Если у людей вообще есть какой-то разум, Шрила Прабхупада был достаточно добр, чтобы даровать, то есть он нашел тех людей, у которых есть какой-то разум и он рассказал им Бхагавад-гиту.

Конечно, разум людей очень сильно покрыт аханкарой, этим осознанием того, что я тело. Но Шрила Прабхупада рассказывал философию Бхагавад-гиты везде, куда ездил, и он допускал возможность, что люди смогут принять это знание на уровне разума как Арджуна. Арджуна, он превратился в такого жалобщика: я не хочу сражаться. И Кришна сказал: «Ты просто глупец, перестань нести эту чушь», и он дал ему знание. Кришна поднял Арджуну с уровня сентиментального идиота, до положения просветленной души, рассказав ему знание Бхагавад-гиты. Он не сказал: «Смотри, Арджуна, ты – индус, а я индуистский Бог. Почему бы тебе не поклоняться мне?» Он так не сказал ему. Он сказал Арджуне, Он дал ему знание, при помощи которого он понял, что он должен предаться Кришне.

Смотрите это англичанин, это не хинду. Почему же я повторяю «Харе Кришна»? Неужели я думал: «На самом деле я хочу быть индусом. Мои родители воспитывали меня христианином, но я хочу на самом деле быть индусом». Нет такого. Потому что Шрила Прабхупада дал нам это знание Бхагавад-гиты и практическое понимание того, кто мы такие и, что мы действительно должны делать в своей жизни, понимая, кто мы такие, и какова природа реальности, поэтому мы приняли этот путь. Поэтому вы должны нести это всем, не только индусам. Это не индуистская религия.

Е. С. Бхакти Викаша Свами, отрывок из лекции «Миф о свободе»