Кришна говорит: сарва дхарман паритйаджйа. Это не означает, что мы становимся варварами

Если мы хотим быть счастливыми, мы должны быть хорошими. В противном случае, если мы хотим быть счастливыми, перерезая глотки козам, например, мы отправимся в ад. Мы можем получить какое-то счастье здесь и сейчас, но нам придется страдать впоследствии. Тогда как если мы следуем дхарме, мы получим счастье и это счастье оно долговременно. Если мы продолжаем следовать дхарме, мы также получаем чувственные наслаждения, но благочестивым путем.

Итак, высшая цель в ведической системе, это придти к мокше, что значит понять, что все в этом мире исполнено страданий и, поэтому мы должны стремиться к мокше, к обретению свободы от материального существования. Но Кришна говорит: сарва дхарман паритьяжья, оставь все дхармы и просто предайся мне. Что же Арджуна понял из этого? Оставь дхарму! Хорошо, оставить дхарму. Как, например, полиция, она мешает людям творить беззаконие. Большинство людей не делают плохого, потому что у них есть чувство дхармы.

Если вы откажетесь от дхармы, вы подумаете: ну хорошо, я могу пойти убить кого-нибудь, без причины, просто пойду, схвачу там какую-нибудь женщину на улице, затащу ее домой, изнасилую ее, я зайду там в магазин, заберу там товары какие-то, не заплачу за них, если кто-то попытается меня остановить, я ударю его по лицу. Разве это понимал Арджуна под отказом от дхармы? Нет. Что же Кришна говорит: отказывайся от дхармы, перестань быть хорошим? Перестань следовать нравственности? Разве об этом говорит Кришна? Нет! Это не то, как Арджуна понял это. Потому что Кришна говорит: сарва дхарман паритьяжья, мам экам шаранам враджа, прими прибежище у меня. Но Кришна говорит следовать дхарме.

Кришна не говорит нам: идите и крадите там, лгите, убивайте, насилуйте. Дхарма дана Кришной. Кришна лично приходит и, по крайней мере, со стороны кажется, что Кришна прикладывает много усилий, чтобы восстановить дхарму, когда она приходит в упадок. Он убивает людей, тех, кто против дхармы, чтобы утвердить тех, кто за дхарму. То есть для него дхарма очень важна. Но Кришна при этом здесь говорит: сарва дхарман паритьяжья.

Принятие прибежища у Кришны и отказ от всей дхармы не означает, что человек отказывается от всякой нравственности, от добродетелей от всех предписаний шастр. Потому что Кришна только что сказал: мы должны следовать писаниям.

Дхарма предписана в шастрах. И Кришна говорит, что мы не должны отказываться от этого. Кришна говорит: те, кто перестают следовать шастрам и действуют по своей прихоти, не смогут достичь сиддхи, они не смогут достичь совершенства, они не смогут обрести счастье, они не смогут достичь высшего блага, высшей цели. Поэтому Кришна говорит: поэтому необходимо знать, что в шастрах, и пока человек находится в этом мире, он должен следовать этому. Кришна утверждает: если мы не следуем шастрам, мы отправимся в ад.

Если мы не следуем шастрам, мы будем следовать каме, от камы рождается кродха и лобха. Кама без дхармы – это кама, лобха, моха, мада, матсарья. А кама с дхармой, это дхарма, артха, кама, мокша. Итак, кама без дхармы – это путь в ад. Вот и все. Есть трое врат ведущих в ад: кама, кродха, лобха. Поэтому Кришна говорит: необходимо отказаться от этого. Как отказаться от этого? Следовать шастре. Мы должны следовать шастре. Кришна говорит: сарва дхарман паритьяжья. Это не означает, что мы становимся варварами, что мы отказываемся от дхармы, отбрасываем всякую нравственность. Но это означает, что мы поднимаемся над этим уровнем – когда мы думаем, что дхарма просто предназначена для исполнения материальных желаний.

Бхакти Викаша Свами,
фрагмент лекции «Что лучше: быть хорошим или счастливым?»