прабхупада

Компромисс означает у тебя есть какие-то материальные привязанности

Атрейа Рши: Шрила Прабхупада, когда вы только приехали, я думаю, было много тех, кто выдвигал доводы: «Вы достигнете большего успеха, если назовёте своё движение Cознания Бога. Если вы не будете носить тилаку, не будете брить головы, не будете носить свои одежды и не будете выходить на санкиртану, то вы достигнете большего успеха».

Люди и по сей день говорят нам подобное: «Вы рассказываете нам философию, и она нам нравится. Но зачем вы выходите на санкиртану?» Какими доводами вы пользовались, чтобы отвечать таким людям?

Прабхупада: Это такой же аргумент, что и ардха-куккути-нйайа (ЧЧ, Ади 5.176). Вы отрезаете клюв курице, потому что она им ест, это затратно, но оставляете заднюю часть, поскольку она несёт яйца. Понимаете? Сообразительный человек говорит: «Каждый день я получаю от курицы одно яйцо. Так что та, задняя часть очень полезна. Но эта сторона курицы, которая ест, обходится дорого. Отрубим её. Будучи глупцом, он не понимает, что, отрубив курице голову, прекратится и всё производство яиц. Подобным же образом, если вы принимаете философию, то вы должны принять и всё остальное.

Атрейа Рши: Да, такова разница…

Прабхупада: Если вы не принимаете киртан, то это доказывает, что вы не принимаете философию.

Атрейа Рши: Да. В этом разница между Вашей Божественной Милостью и всеми остальными бхоги. Они всё делают, учитывая вкусы людей. Они меняют. Именно поэтому это движение такое крепкое – без компромиссов.

Прабхупада: Да. Зачем идти на компромисс? Мой Гуру Махараджа никогда не шёл на компромисс.

Атрейа Рши: Компромисс означает у тебя есть какие-то материальные привязанности.

Прабхупада: Да. Компромисс означает вы не хотите получить настоящую вещь, но вам нужны деньги, получая их посредством обмана и лукавства. Вот и всё. Это и есть компромисс. Если я… Как, например, это делает Махеш Йоги: «Бог дал вам чувства, почему бы вам не наслаждаться? Просто наслаждайтесь. Дайте мне тридцать пять долларов, а я дам вам особую мантру.» (смеётся)
А здесь Аллен Гинзберг сказал мне: «Свамиджи, вы очень консервативны.» Я ответил: «Я самый снисходительный. Я не консервативен. Консервативны вы. Вы не можете оставить свои дурные привычки. Я очень великодушен, я принимаю всех. Но вы… Из-за своей консервативности вы не можете оставить свои дурные привычки. Поэтому вы не переходите в наш лагерь. Я очень снисходителен.»

Атрейа Рши: Ваишнав консервативен с Кришной, но снисходителен со всеми остальными.

Прабхупада: Это не консервативность. Консервативность означает без необходимости держаться за что-то. Вот это консервативность. Но если вы пытаетесь защищать свою жизнь, скажет ли вам кто-нибудь: «Вы слишком консервативны. Я хотел вас убить, но ты всё же хочешь продолжать жить.» Является ли это консерватизмом? Вы так думаете?

Атрейа Рши: Нет.

Прабхупада: Если убийца думает: «Вы слишком консервативны. Я хотел вас убить, но вы мне этого не позволили», то это не является консервативным. Это – самосохранение. Это не консерватизм. Консервативный – это когда вы без необходимости вцепились в какие-то правила и предписания, бессмысленно и не извлекая пользы. Это консервативно. Это… На санскрите это называется нийамаграха.»

Беседа с Шрилой Прабхупадой, 29 июня 1972, Сан Диего