Камалакша падмалочана

гуруПодобно тому, как в нашей стране Махатме Ганди присвоили титул махатма. Вы можете давать любые титулы. Никто не возразит. Подобно тому, как на бенгали мы говорим: канна-лочана нйая падма-лочана. Падма-лочана означает очень красивый, лотосоокий. У матери родился слепой сын. Но из-за своей любви к сыну она называет его падма-лочаной, лотосооким. Понимаете? Она может это делать, потому что любит свое дитя. Даже не смотря на его слепоту, она все равно хочет его так называть. «Мой мальчик, мое дитя, падма-лочана». Подобным же образом, вы можете присвоить титул «махатма» кому угодно, но человек должен вначале на самом деле соответствовать махатме…

гуруОднажды в Июне 1969 года в Нью Вридаване, во время лекции по Шримад Бхагаватам Шрила Прабхупада привел такой пример:

«Подобно тому, как в нашей стране Махатме Ганди присвоили титул махатма. Вы можете давать любые титулы. Никто не возразит. Подобно тому, как на бенгали мы говорим: канна-лочана нйая падма-лочана. Падма-лочана означает очень красивый, лотосоокий. У матери родился слепой сын. Но из-за своей любви к сыну она называет его падма-лочаной, лотосооким. Понимаете? Она может это делать, потому что любит свое дитя. Даже не смотря на его слепоту, она все равно хочет его так называть. «Мой мальчик, мое дитя, падма-лочана». Подобным же образом, вы можете присвоить титул «махатма» кому угодно, но человек должен вначале на самом деле соответствовать махатме…».

Контекст, в котором Шрила Прабхупада упоминает это выражение, имеет немного негативный оттенок. Все же однажды в одной из лекций Шрилы Шиварама Свами я услышал, как этот же пример приводится в позитивном свете. Имя падма-лочана использовалось, для того чтобы объяснить чувство сострадания духовного учителя по отношению к своим «слепым» ученикам.

Шрила Прабхупада говорит, что любящая мать или отец в порыве своей любви и привязанности ласкают своего немощного слепого сына именем падма-лочана, «лотосовой». Даже если ребенок физически не является слепым, для своего дальнейшего роста ему очень важно чувствовать к себе подобное отношение. Это придает ему сил и уверенности в себе, благодаря чему в будущем он не вырастит закомплексованным и сможет найти в себе силы преодолеть множество жизненных препятствий. Я очень благодарен своей матери за то, что она часто говорила мне: « Ты же не глупый, и все сам хорошо понимаешь, поэтому соображай и поступи правильно». Эта фраза, сидящая в моем подсознании помогала мне часто в жизни правильно оценивать ситуацию, а потом принимать верные решения.

С другой стороны если ребенку все время втолковывать что он дурак, что у него руки растут откуда не надо, становясь зрелым человеком он будет стараться всю свою жизнь доказывать обратное. Иногда я вижу такую тенденцию у некоторых преданных, чьи родители не были особенно одаренны природой родительской любовью или хотя бы педагогическими навыками.

Нечто подобное происходит во взаимоотношениях ученика и Шри Гуру. Как следствие своей любви, сострадания, и благодаря своему глубокому духовному опыту, с первых же дней духовной практики своих учеников, духовный учитель придает им уверенности в себе, называя их преданными, вайшнавами. Он продолжает видеть в них потенциал преданных и будущих вайшнавов, даже тогда когда, год за годом дети ученики повторяют одни те же ошибки, держатся за свои анартхи и продолжают жить в темноте, игнорируя факел знания который духовный учитель пытается возжечь в их сердце своими наставлениями. Благодаря подобному отношению, со временем они перерастают свой уровень вайшнава-абхасы и становятся истинными вайшнавами.

В этом году на фестивале Бхакти Сангама по милости преданных мне удалось вновь послужить Шриле Чандрамаули Свами. Частью моего служения была доступность Махараджу. На случай если Махарадж будет в чем-то нуждаться, мне приходилось даже во время киртанов постоянно находиться где-то рядом. Поэтому во время вечерних программ я ждал его с левой стороны пандала, рядом с лестницей ведущей на сцену.

Словами трудно описать волны переживаний которые мы все ощущали во время воспевания Мадхавы Прабху, Б.Б. Говинды Свами, Шрилы Ниранджаны Махараджа, Адити Дукхи Прабху и Бхакти Вайбхавы Свами. Не говоря уже о том, сколь многое о Сознании Кришны, может рассказать Шрила Чандрамаули Свами не произнося при этом ни слова, но показывая это своим заразительным счастливым танцем…

Но помимо этих чувств я унес с фестиваля еще одну жемчужину, которую постараюсь сохранить в своем сердце на всю жизнь. Общаясь с разными преданными я часто делился одним секретом — бхакти нужно не только слышать, но еще и видеть.

Так вот, в течении нескольких вечеров подряд, во время своего «дежурства» у сцены, волей не волей, мой взгляд привлекался двумя преданными — мужем и женой. Они были достаточно молоды, может быть где-то лет под тридцать. Эта пара приходила и садилась во время киртанов у лестницы немного впереди меня. Они сидели с закрытыми глазами, покачиваясь из стороны в сторону, и я интуитивно чувствовал, что они глубоко переживают во время воспевания.

В один из вечеров они вновь пробирались к левой стороне сцены, и я заметил что этот преданный, ведет свою супругу за руку, через ряды преданных танцующих у сцены. Они медленно подошли к лестнице, и заняли свое место. Мужчина преданный постелил на полу чадар и затем, все еще нежно держа свою супругу за руку, помог ей сесть лицом к сцене на которой шел очередной экстатический киртан. Я был заинтригован такой вежливостью, и начал еще внимательнее наблюдать за ними. Присмотревшись по лучше я увидел, что супруга у этого вежливого преданного была слепой! Поняв как нежно и заботливо этот преданный относится к своей слепой супруге, я был тронут примером искреннего чувства заботы и бескорыстия. Я осознал, что мне далеко до этого преданного. Чувства стыда за себя и благодарности этому преданному, за его пример нравственной зрелости, вихрем кружились в моем уме.

Но потом я увидел еще кое-что, что меня вообще «нокаутировало»… Вероятно, желая немного отдохнуть после полутора часового киртана, Б.Б. Говинда махараджа сошел со сцены по лестнице, положил свой фотоаппарат в рюкзак и немного размял спину. Из за впереди стоящих преданных, вначале я даже не увидел его лица. Я понял что это он по его грациозным движениям, а если точнее то по его грациозной слоновьей походке.

Шрила Шиварама Свами однажды сказал, что он видел разных преданных, проявляющих разные качества или таланты Кришны, но в лице Б.Б. Говинды Махараджа, он видит единственного преданного в ИСККОНе который ходит настолько же грациозно как Кришна, идя как будто бы танцуя, покачиваясь из стороны в сторону, медленной походкой молодого слона.

После того как Говинда Махараджа положил свой фотоаппарат и попил воды, он увидел эту пару преданных, о которых я уже рассказал. Лукаво заулыбавшись, он стал медленно на цыпочках подходить к ним, и потом нежно, правой ладонью, по отечески, погладил эту слепую Матаджу по щеке. Все это время рядом сидящий муж улыбался во все лицо, но не подавал супруге вида.

Почувствовав прикосновение руки по своей щеке, она сразу же узнала чья это рука, и чуть не подпрыгнув от радости, засмеявшись, крикнула: «Гуру Махараджа!». На что Говинда Махарадж ответил: «Да, это я! А кто еще тебя погладит по щеке!?».

Увидев эту сцену, я вспомнил слова Шрилы Прабхупады: канна-лочана нйая падма-лочана, и стал размышлять над тем, насколько же сострадателен духовный учитель по отношению к своему ученику…

Потом во время вечера посвященному уходу Аиндры Прабху, Говинда Махараджа спросил у меня как меня зовут. Услышав ответ, он сказал что это очень могущественное имя. Немного робко но громко чтобы перекрикнуть звуки колонок, я ответил ему что наверное это потому что я получил это имя от очень могущественной личности – от Шрилы Шиварамы Свами.

Услышав мои слова он закрыл глаза, о чем-то глубоко подумал и затем сказал что оба эти имени и личности очень могущественны, и добавил что я должен дорожить обоими… Чтобы не быть навязчивым и не надоедать, я уже ничего не ответил, но глубоко внутри я был ему очень благодарен и пообещал что обязательно буду дорожить обоими, особенно после того как мне об этом сказал тот, кто сам умеет ценить, любить и дорожить отношениями, и всеми остальными дарами что мы получаем в Сознании Кришны.

Это был то самый момент -канна-лочана нйая падма-лочана — когда преисполненный сострадания духовный учитель, попытался вдохновить очередного слепца, напомнив и обратив его внимание на его духовное имя, и на то что он должен дорожить тем от кого он это имя получил…

Я хожу под впечатлением этого «увиденного» бхакти уже вторую неделю. И для того чтобы не похоронить эти впечатления в глубинах своей слабой памяти, решил записать эту историю, чтобы со временем возвращаться к ней и вновь подпитывать ею свою духовную жизнь. Чтобы не быть скупцом решил поделиться, и надеюсь, эта история вдохновит и кого-то из вас. Спасибо. Харе Кришна.

Всегда Ваш слуга Радха Говинда Даса