Каким служением мне заниматься?

Признаком сат-санги является общее видение, цель, которая побуждает преданных вдохновенно служить ради её достижения в соответствии с особенностями своей природы. Если же преданный не имеет энтузиазма в преданном служении, то значит, что он не общается с преданными должным образом.

Преданный подходит к руководителю и задаёт вопрос: «Каким служением мне заняться в ятре?» Вопрос прекрасный, но какой ответ дать руководителю? Во-первых, вопрос свидетельствует о том, что данный преданный не находится в санге: ведь когда у нас есть отношения с людьми, у нас всегда куча интересных и важных совместных дел. Во-вторых, если руководитель даст ему служение непосредственно от себя, то преданный будет совершать какие-то действия в общине, беспокоящие других, прикрываясь авторитетом руководителя. Источником беспокойств является разум индивидуалиста, порождающий эмоциональную колючесть в отношениях с другими и закомплексованность. Конечно, разумный руководитель в ответ на поставленный вопрос постарается ввести преданного в круг хорошего духовного общения, дав наставления относительно того, почему так важно находиться в таком общении вечно.

Если в санге преданные мило общаются, но у них в результате не возникает вдохновляющий и обязательный проект-цель, над которым они вместе работают, то такая санга заражена демократией и постепенно заболачивается. Когда же преданное служение происходит с общей целью, то оно быстро принимает естественную и вдохновляющую личную форму (в соответствии с индивидуальной природой людей).

Когда служение основано на вдохновении, порождённом видением общей цели, то такое творческое служение очень быстро выявляет то, какая деятельность подходит человеку по природе. Преданный сам начинает чувствовать, что следует делать именно ему, а что получится лучше у других. Это одно из проявлений разума, который даёт Кришна в сат-санге.

Настоящий прогресс в сознании Кришны возможен лишь тогда, когда преданный чувствует личную ответственность за конкретную сферу деятельности, где он может творчески совершенствовать своё служение. Поэтому санга помогает каждому своему члену найти эту сферу и быть успешным в ней, организуя обмен опытом, обучение, отчётность и т.д. Если преданный видит своё служение в санге лишь в том, чтобы просто обеспечивать её различные потребности, его лидерская позиция будет ограничена и несовершенна.

Главным достоянием санги является воодушевлённость каждого её члена, а состояние воодушевления душа испытывает тогда, когда видит ценность и уникальность своего вклада в общее дело.

Для лидеров каништха-адхикари санга становится сат только тогда, когда её возглавляет старший, являющийся бесспорным авторитетом. Если такой старший утверждает какую-то цель или сам указывает её, то они будут вместе работать для её достижения (под его присмотром). Если же лидерскую сангу возглавляет не ачарья, то все будут только делать вид, что сотрудничают, но подсознательно делать всё, чтобы у санги не появилась общая цель, которой нужно предаваться. Дело в том, что духовно неокрепшая душа хочет не служить, но выслуживаться, а поскольку среди равных выслуживаться не перед кем, то она будет «спускать на тормозах» любое начинание.

Лидер ИСККОН должен учиться преодолевать внутренние препятствия зависти в санге, а для этого ему следует неукоснительно следовать этим принципам и правилам сат-санги, которые являются ничем иным, как своего рода технологией исполнения главного указания Ачарьи ИСККОН его лидерам — указания сотрудничать. Именно от исполнения этого наказа Шрилы Прабхупады зависит судьба Движения сознания Кришны.

Фрагмент из книги Е. С. Бхактиведанта Садху Свами «Формирование команды духовных лидеров».