Как учит гуру, у которого очень много учеников?

Вопрос: В самом слове «учитель» заложен его смысл — учить. И учить духовным истинам. Однако если у Гуру очень много учеников, то каким образом он сможет всех их учить? Только через лекции и Кришна из сердца, как Чайтья-гуру, без возможности общения с Гуру и его личного руководства? Тогда в чем не правы ритвики?

Ответ: Духовный учитель присутствует на планете вместе с учеником. Духовный учитель проповедует, учитывая и понимая обстоятельства данного исторического промежутка времени — это очень важно, мы видим, как духовные истины проявляет личность Бхагавата, следуя наставлениям книги Бхагаваты в реалиях наших дней (интернет, геополитика, издаваемые законы и т.д). Духовный учитель показывает пример следования наставлениям на наших глазах, отвечает на вопросы учеников, тысячи лекций, как в аудио, так и в видео формате, прямые трансляции — так Духовный учитель учит духовным истинам. Ученик все это наблюдает и учится! Не кто-то, когда-то, где-то, а прямо сейчас на твоих глазах. Это один момент.

Другой нюанс, у Гурумахараджа очень много учеников и каждый, кто имеет действительно сильное желание задать вопрос Духовному учителю, всегда получает возможность получить ответ. К примеру, буквально несколько дней назад из Алматы улетели владивостокские ученики, которые приезжали послужить Гурумахараджу, пока он был в Алматы. Это решимость. Никто не остается без ответа. Если Духовный учитель не ответил на письмо, то всегда можно написать старшим ученикам, которые (если это необходимо) всегда помогут связаться непосредственно с Духовным учителем. Таким образом Духовный учитель сможет лично вмешаться в ту уникальную ситуацию, в которой ученик находится. И Гуру может отругать ученика, поставить его на место, если он возгордился, указать ему на ошибки, если он отклонился, чего не сделает книга, чего не сделает даже Прабхупада, потому что он не присутствует непосредственно здесь. Главная обязанность Гуру — ругать ученика. (об этом говорит сам Шрила Прабхупада в одной из историй, приведенной в книге «Уроки любви», которую составил Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж).

Это практическая сторона вопроса. Т.е. очевидно, что Гуру-таттва прекрасно способна перестраиваться и действовать продуктивно/трансцендентно в любых обстоятельствах. Даже такой момент, как рекомендация на инициацию. Кто-то может получить рекомендацию, кто-то нет и это не делает непосредственно сам дикша-Гуру, чаще все это так. Но если ученик пришел с рекомендацией, Духовный учитель понимает — этот кандидат проявил правильные качества, обучался, общался с вайшнавами, они его благословили, теперь я дам ему посвящение.

Что касается такого отклонения/ереси, как ритвик-вада. Есть две замечательные работы ЕС Джайадвайта Свами «В чем заблуждаются ритвики» и «И в чем заблуждаются ритвики снова», я их прикрепляю к этому ответу отдельными файлами. И еще есть замечательный ответ на выпады ритвиков, составленный Е. М. Мадана Моханом прабху, его я тоже прикрепляю к этому посту.

Ниже несколько вдохновляющих цитат Шрилы Прабхупады, в которых он недвусмысленно говорит о том, чего он хочет от своих учеников и последователей:

«Нельзя достичь духовного совершенства и с помощью самостоятельного изучения священных книг. Чтобы получить знание, необходимо найти истинного духовного учителя. Ученик должен беспрекословно выполнять все указания духовного учителя и, отбросив гордыню, служить ему, не гнушаясь даже черной работой. Секрет успеха в духовной жизни заключается в умении удовлетворить осознавшего себя, истинного духовного учителя». (Бхагавад Гита 4.34 комм.)

«Тот, кто сейчас является учеником, в будущем сам станет духовным учителем». (Шримад Бхагаватам 2.9.43 комм.)

«Каждый ученик должен стать ачарьей. Ачарья – это тот, кто знает предписания шастр, следует им в своей повседневной жизни и учит тому же своих учеников… Продолжай безукоризненно обучаться духовной жизни, и ты сам станешь истинным гуру и тоже сможешь принимать учеников. Но в соответствии с этикетом и традицией, пока гуру физически присутствует на этой планете, кандидатов в ученики приводят к нему, но после его ухода можно принимать учеников безо всяких ограничений. Таков закон ученической преемственности». (из письма Тушта-кришне, 2 декабря 1975 г.)

«Итак, мы получили это учение от Кришны, Чайтаньи Махапрабху, шести Госвами, затем Бхактивиноды Тхакура, Бхактисиддханты Сарасвати. И мы тоже стараемся внести свой вклад в распространение этого учения. Теперь, десятый, одиннадцатый, двенадцатый… Мой Гуру Махарадж – десятый от Шри Чайтаньи Махапрабху, я одиннадцатый, вы двенадцатые. Так что распространяйте это знание». (из лекции в аэропорте Лос-Анджелеса, 18 мая 1972 г.)

Ваш слуга, Нитай Мангала дас