Как уберечь преданных от неавторитетных проповедников?

Вопрос: У меня вопрос по поводу авторитетности и неавторитетности и по поводу того, что мы можем ошибаться, оценивая людей. Вообще, это не наше дело оценивать.

С другой стороны, сейчас так много преданных, которые идут кто в ритвики, кто-то еще куда-то. С одной стороны, они продолжают молиться Кришне, Радхе… Каково наше правильное отношение к этому?

Е. С. Бхактиведанта Садху Свами: Я могу сказать такую вещь, что мы должны претендовать на человека в том случае, если мы взяли за него полную ответственность. Т.е., если мы переживаем за человека, если мы молимся за человека, если мы помогаем ему избежать ловушек на пути духовной жизни, если мы включили этого человека в свою семью, тогда мы на него претендуем.

Но мы претендуем не на его духовную свободу, а мы претендуем как Учитель. Он обязан очень конкретно исправлять своего ученика. Но есть условие – должен сначала стать Учителем. Поэтому, когда я говорил, что мы не должны оценивать людей, я имел ввиду именно вот этот момент, что мы часто что-то говорим о людях, но при этой никакой ответственности за их жизнь не несем. Вот это недопустимая вещь.

Если мы взяли за кого-то ответственность, мы обязаны лишить этого человека свободы, в хорошем смысле этого слова, чтобы он стал свободным.

Вопрос: Что значит взять ответственность?

Е. С. Бхактиведанта Садху Свами: Взять ответственность, значит взять ответственность за то, чем он руководствуется в своей жизни, за его осознанность. Мы должны постоянно находиться в контакте с его осознанностью.

Вопрос: Если, предположим, у человека есть вкус к маргинальности, и как бы ты не доносил, похоже, у тебя не хватает полномочий для того, чтобы донести до этого человека…

Е. С. Бхактиведанта Садху Свами: Если у человека есть вкус к маргинальности, это, согласно этому стиху, не проблема, если он не находится под демоническим влиянием. Если он не находится под демоническим влиянием, всё, что нужно сделать для человека – нужно дать ему возможность проявить творчество в сознании Кришны и заметить то, что у него получается, дать ему ощущение, что исполнение его желаний не противоречит, а, наоборот, нравится его учителю. То, что он исполняет, например, как ремесленник, это нравится его духовному учителю. А если он не чувствует, что то, что он делает, нужно… Потому что у маргинала какая проблема? Он ощущает себя незамеченным.

Вопрос: А вот если, предположим, человеку нравится быть на сцене, читать лекции, но он никакой ответственности ни за кого не несет. Но ему нравится, что все приходят, еще и деньги платят, но ты чувствуешь, что это очень странный вкус. Однако, когда ты хочешь обсудить с ним:
— Я не могу понять, я проповедую Шрилу Прабхупаду, тем самым…
— А это Ваша уже ответственность, я вот свечу…
Как при этом, если человек выбивается из такого понимания, когда есть некая безответственность и желание просто сиять, что при этом?

Е. С. Бхактиведанта Садху Свами: В первую очередь, мы должны находиться в контакте, кому он проповедует. То есть, если люди находятся в нашем ареале, в нашей сфере ответственности, мы должны помогать им понять, что вы можете что-то прослушать, если вам это интересно, познавательно, ради Бога, но не ждать от этого человека того, чего он не может дать. Это наша ответственность.

Очень много зависит от того, способен человек нас слушать или он не хочет этого делать. Если не хочет, тогда мы ничего не можем сделать с ним, а можем помочь только тем, кому он проповедует. Именно по этой причине, которую Вы сейчас озвучили, такую опасность представляет деятельность людей, которые представляют самих себя, но в санге не находятся.

Поэтому мы постоянно говорим, что это недопустимо для лидера. Лидер должен всегда находиться в контакте с гуру-таттвой и, в основном, для лидера контакт с гуру-таттвой – смиренное общение с другими лидерами.

Вопрос: А если ты видишь, что это именно желание такое – не быть, потому что сат-санга-то давит, на самом деле.

Е. С. Бхактиведанта Садху Свами: Надо просто защищать своих последователей от этого человека. Не давать возможность им попадать… Я помню, у меня был случай, когда приехал один проповедник в таком настроении в ятру. Кстати, не просто проповедник, мой друг, мы с давних времен были с ним знакомы.

И он начал рассказывать, что в ИСККОНе каждый должен держать нос по ветру, быть себе на уме, не надо слишком сильно доверяться кому-то. Это проповедь свободы, нирвишеша. Я просто сказал ему, чтобы он уезжал из ятры и больше не появлялся никогда. После разговора с ним, когда я понял, что это у него боль, от которой он не хочет отказаться, он так привык, он понимает, что это стратегия выживания для него и, как говорят: «У кого, что болит, тот о том и говорит». И он это начал говорить преданным.

А преданным, наоборот, нужно слушать, как важно жить в семье. А у него эта спасительная проповедь, чтобы люди не обжигались: если тебя обидели, в индивидуальном коде практикуешь сознание Кришны, у тебя вроде всё хорошо. Я ему сказал: «Дорогой, я тебя очень люблю, но вали отсюда куда подальше». Он на меня обиделся, потом через какое-то время мы всё прояснили, но это была моя ответственность.

Поэтому Шрила Прабхупада очень мудро организовал в ИСККОН: у нас есть какие-то проповедники, которые могут приезжать в разные ятры, центры, но обязательно должен быть кто-то, кто отвечает за семью, и он не должен позволять таким людям разрушать отношения.

При этом, есть другая сторона. Почему Прабхупада создал ситуацию, когда есть какие-то проповедники, которые… Мы не должны превращаться в таких барьев, которые держат всё под собой, наседками такими. Как была у нас с зональными ачарьями проблема. Поэтому Прабхупада создал сбалансированную систему, когда есть люди, которые могут приезжать и проповедовать, есть люди, которые на месте всё опекают.