Как сохранять внимательность по отношению к преданным?

Е. С. Бхактиведанта Садху Свами: В действительности, расслабленное состояние — это и есть состояние внимания. То есть, когда человек внимательный, он расслаблен, а когда человек напряжен, он невнимателен. Состояние йоги, о которой говорит Кришна в шестой главе Бхагавад-Гиты, это состояние расслабления. Но расслабление – это не состояние лени какой-то, расслабление это, как раз, есть состояние внимания.

Когда человек напряжен, он сосредоточен на себе, а когда человек расслаблен, он смотрит на другого, внутрь заглядывает. Это и есть состояние расслабления. То есть всё наоборот. Поэтому очень важно, когда мы слушаем другого человека…Что значит расслабление? Расслабление означает, что мы не свой ум слушаем, а слушаем то, о чем этот человек говорит и как это связано с Кришной, как это связано с его душой. Вот это и есть состояние расслабления.

Потому что когда вы слушаете свой ум, вы напряжены, то есть вы ждёте, когда же он заткнется, в конце концов, чтобы ему какую-нибудь истину свою двинуть. Напряженный человек не слышит никого, он слышит свой ум, потому что ум бурчит в этот момент: «Да он там опять своё двигает…» И вот это напряжение, понимаете? Вы напряжены – сколько можно уже, в конце концов?

Йога совершается в состоянии расслабления, в состоянии контакта с Параматмой. Потому что когда есть контакт с сердцем, человек полностью расслаблен, даже дыхание его замирает. Я уже говорил, что деятельность ума связана с дыханием – когда ваше дыхание замирает (когда вы чувствуете Параматму, ваше дыхание прекращается) и в этот момент ум полностью соединяется с душой и перестает действовать отдельно, как враг. И в этот момент вы начинаете слышать, видеть, т.е. у вас появляется вещь, о которой Кришна здесь [Бхагавад-Гита, 6.7] говорит: «Тот, кто обуздал свой ум, познал Сверхдушу, ибо обрел умиротворение, для такого человека не существует разницы между счастьем и горем, жарой и холодом, потому что он видит вещи, как они есть».

Вопрос из зала: Получается, что когда ты чувствуешь напряжение, — это признак того, что ты на уме, да?»

Е. С. Бхактиведанта Садху Свами: На уме, да, конечно.