Как правильно проявлять сострадание

Одну важную вещь мне хотелось сейчас сказать: уважение, о котором я говорил, почтение, которое мы должны выражать, милосердие, которое мы должны проявлять по отношению к другим живым существам, – это все очень важные вещи, но делать это нужно правильно. Потому что я могу делать это неправильно!

Человек в гуне благости очень милосердный, правильно? Саттвичные люди милосердны, им хочется помогать, они сострадательные, им жалко других. Это не наша философия! Потому что я могу проявлять сострадание к другим живым существам, но если я не понимаю, что через них проявляется Бог, что Бог находится в них, если мотив мой – « Просто жалко!», «Птичку жалко!», или еще кого-то жалко, ничего хорошего из этого не выйдет.

Поэтому в «Бхагаватам» есть история, которая очень больно ранит чувствительных, саттвичных преданных. История про Бхарату, который олененка пожалел. Пожалел олененка – что плохого? Бедный олененок тонул, а он его спас – что же плохого? Ничего плохого, просто оленем стал в следующей жизни. Ничего плохого нет!

Мы можем собачкой стать, потому что собачку любим. Или канарейкой… Или золотой рыбкой… Само по себе сострадание не обязательно такая уж хорошая вещь. Сострадание – замечательная вещь, но нужно, чтобы оно было правильно применено. Нужно понимать, почему я делаю это, почему я оказываю почтение.

Поэтому я рассказывал вчера, что можно уважать старших, но при этом, уважая старших или служа старшим, бегать за водкой для них. У меня перед глазами пример одного очень доброго человека… Очень добрый человек! Безумно добрый, бесконечно добрый человек! Своей добротой она испортила всех, кого только можно, прежде всего – своего собственного сына, который из-за ее доброты спился.

Почему? Потому что это неправильная доброта, не та доброта, которая нужна. В то же самое время, «Бхагаватам» прославляет Рантидева. Эта потрясающая история в Девятой песни «Бхагаватам», где Рантидев постился сорок дней, и после того, как он постился сорок дней, к нему пришел кто-то, и он его накормил; потом пришел еще кто-то, и он его накормил; потом пришел чандал, человек самого низкого уровня, – и он его накормил. Потом собаки пришли (с собаками пришел этот чандал) – он еще и собак накормил! Ему самому есть нечего, но он всех накормил.

И «Бхагаватам» прославляет его! Почему прославляет? Потому что он видел, что в сердце их находится Кришна: он служил Кришне, находящемуся в них. Не им как таковым, не их телам, не их потребностям – он служил Кришне, понимая, что они мучаются и их нужно накормить: я должен сначала накормить их, а потом есть сам.

В этом разница, в этом различие, о котором ни в коем случае нельзя забывать: речь идет о трансцендентном уважении, о трансцендентной любви, о трансцендентной благотворительности, тогда постепенно-постепенно бхакти-бхава, настроение служения утвердится в моем сердце.

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами