Как относиться к противоречивым высказываниям Шрилы Прабхупады

В книгах Шрилы Прабхупады есть места, которые на первый взгляд кажутся противоречивыми. Как показывает практика, они небезопасны для преданных, не имеющих сильной веры, и, кроме того, создают проблемы в проповеди. Мы постараемся рассмотреть некоторые из этих высказываний в контексте.

В Ведах есть указания, кажущиеся противоречивыми. Нам предписывается не касаться испражнений животных, поскольку это является осквернением, но, в то же время, считается, что коровий навоз чист и обладает антисептическими свойствами, и его даже применяют для омовения Божеств. Подобным образом, кости животных считаются нечистыми, хотя арати мы начинаем и заканчиваем тем, что трубим в раковину. Очень важно понять природу этих «противоречий», тогда мы увидим, что философия из-за них вовсе не рушится и не становится не истинной.

Веды не требуют доказательств. Они совершенны, они выше недостатков человеческого понимания. Тем не менее, при более пристальном рассмотрении, все эти противоречивые высказывания больше не кажутся таковыми. Например, исследования показали, что коровий навоз действительно содержит антисептические вещества.

Одно из так называемых противоречий в книгах Прабхупады связано с жизнью грихастх. В одном месте читаем, что грихастха «…может достичь освобождения», а немного ниже – «…не выполняет предназначение жизни». Может показаться, что Прабхупада противоречит сам себе или, по крайней мере, не имеет в этом вопросе определенной точки зрения.

Мы хотим предложить вам метод, с помощью которого можно понять, что хотел сказать Прабхупада в каждом из таких «противоречивых» случаев. Иногда словом «грихастха» Прабхупада называл материалистичных домохозяев, а иногда — людей, ведущих духовную жизнь. В одном из комментариев к Пятой Песни «Шримад-Бхагаватам» он называет жизнь грихастхи «темным колодцем». Похоже, что в этом месте Прабхупада не делает различий между мирским и духовным браком. Этот комментарий предупреждает об опасностях семейной жизни вообще. Хотя это довольно жесткое и осуждающее заявление, его не следует противопоставлять высказываниям более мягким или утверждающим прямо противоположное. Комментарии Прабхупады основаны на сложных философских трактатах, в которых находят отражение различные аспекты вайшнавской философии. Поэтому подобные высказывания следует рассматривать в контексте, также учитывая все, что говорил Прабхупада по данной теме.

Другой способ разрешения кажущихся противоречий — искать места, где Прабхупада сам отвечает на них. Вот каким образом освещается тема грихастх в комментарии к «Шримад- Бхагаватам» (3.31.42):

«В этих наставлениях, данных Господом Капилой, говорится, что не только женщина для мужчины является ‘‘воротами в ад’’ но также и мужчина для женщины. Это вопрос привязанности. Мужчина привлекается женщиной из-за её красоты, её желания услужить и других достоинств; подобным же образом, женщина привлекается мужчиной, так как он дает ей кров, украшения, наряды и детей.

Все это вопросы привлекательности одного человека к другому. Пока они таким образом привязаны друг к другу ради материального наслаждения, женщина представляет собой опасность для мужчины, а мужчина, в свою очередь, представляет опасность для женщины. Но если эта привязанность становится привязанностью к Кришне, оба они обретают сознание Кришны, и тогда их брак хорош во всех отношениях».

Не лишним будет узнать — как он сам решал эти проблемы, когда с ними сталкивались его ученики.

Когда в 1976 году в ИСККОН разгорелся спор о грихастхах, Прабхупада сказал, что самое главное — духовное развитие, а не ашрам, или уклад жизни. В качестве доказательства он цитировал слова Господа Чаитаньи: «Независимо от того, кем является человек: брахманом, санньяси или шудрой — если он знает науку о Кришне, то может стать духовным учителем».

Постарайтесь относиться к Шриле Прабхупаде как к учителю, это даст вам еще один ключ к пониманию противоречивых отрывков. Какое-то из его высказываний, подчеркивающее определенную мысль, само по себе еще не является отрицанием противоположного утверждения, сделанного им в другое время.

Например, иногда Прабхупада говорил, что мы должны желать возвращения назад, к Богу, а иногда — что желание вернуться назад к Богу — эгоистично. Здесь нет никаких противоречий. В первом высказывании он возбуждает в своих учениках интерес к духовному миру, а во втором — учит их бескорыстному смирению и настроению чистого служения — качествам, необходимым для познания духовного мира.

Многие из высказываний Прабхупады явно расходятся с утверждениями современной науки. Прабхупада утверждал, что Луна дальше от Земли, чем Солнце, что человек не может высадиться на Луне из-за недостатка благочестивых поступков, что Веды были записаны пять тысяч лет назад (во времена, которые ученые называли первобытными), и что жизнь происходит из жизни.

Мы — преданные, и потому должны доверять свидетельству Вед, лишенных четырех недостатков. Современные ученые — такие же обусловленные души, как и мы с вами, но все великие ачарйи (не сомневающиеся в истинах «Бхагаватам») — личности, достигшие освобождения. Наблюдая собственный разум, находящийся под влиянием четырех недостатков материальной иллюзии, нам несложно будет понять, что ученые, преследующие материальные цели, подвержены той же самой иллюзии. Но мы можем довериться писаниям и тому пути, который указали нам махаджаны. Если вы коротаете время за исследованием основных принципов человеческого существования, то в мире обманщиков и обманутых вы можете никогда не найти ответ. Но если вы внимаете авторитету, то у вас есть шанс узнать правильный ответ до того, как драгоценная человеческая форма жизни выскользнет из ваших рук.

В сознании Кришны нет ничего сложного для того, кто сам прост, но для нечестного человека оно недоступно. Бесхитростные преданные намного более разумны, чем ученые, потому что они осознали самое главное: «Я ниже травы, лежащей на улице». А поэтому они обращают свою любовь и веру к источнику всего знания, понимая, что без милости Господа они никогда не смогут заглянуть за покровы трех состояний материальной природы и понять таинственные энергии Кришны. Как говорил Шрила Прабхупада, в этом и заключается истинный разум.

При неправильном подходе к внешне противоречивым темам существуют две крайности. Одна из них — «уйти в сторону». В этом случае вы начинаете колебаться, не имеете определенной точки зрения в каком-то важном вопросе.

Вторая крайность — искренность наполовину с фанатичностью. Такой подход поверхностен и не представляет наилучшим образом учение Прабхупады.

В основном, комментарии Шрилы Прабхупады, касающиеся женской темы — довольно деликатная тема. Один из таких широко известных комментариев к «Бхагавад-гите» (1.40) гласит: «Как говорил Чанакья Пандит, в большинстве своем, женщины не очень разумны и потому не заслуживают доверия». Далее в «Бхагавад- гите» говорится: мам хи партха вйапашрита — женщины, шудры и вайшьи — низкого рождения; и снова: стри шудра двиджа бандхунам — все они — люди низшего класса. В соответствии со «Шримад-Бхагаватам», женщины, в отличие от мужчин, не обладают правом выбора, а потому «их следует оберегать и уважать, но никогда не позволять им становиться независимыми».

Но Шрила Прабхупада также говорил о том, что величие женщины — в следовании ведическому образцу. Царицу Кунти называют сати (целомудренная), а о Гандхари говорят как об «очень аскетичной женщине, хотя она была преданной женой и любящей матерью».

Прабхупада видоизменил ведическую модель, приспособив её к жителям Запада. Например, он изменил строгое правило, которое запрещало мужчинам и женщинам находиться вместе, разрешив им общаться между собой в случаях, связанных со служением. Он разрешил незамужним женщинам жить в отдельных помещениях на территории храмов и давал им брахманскую инициацию, что по традиции разрешалось лишь мужчинам.

Прабхупада ко всем относился одинаково. В своей проповеднической миссии Шрила Прабхупада приветствовал участие как мужчин, так и женщин. Он прекрасно понимал и учитывал умонастроение западных мужчин и женщин. Ради них он не менял философию, но давал им время, показывая необходимость, по крайней мере, начала движения в направлении, указанном Ведами.

Разные высказывания, трудные для понимания или кажущиеся противоречия, прекрасно уживаются вместе в книгах Шрилы Прабхупады. Не нужно бояться их или думать, что на эти вопросы нет ответа. Внимательно изучая книги Прабхупады, наблюдая, как он сам обходился с этими вопросами в своей проповеди, учитывая место и время, мы сможем прийти к пониманию, что разнообразие в изречениях не обязательно подразумевает противоречие.

Существует разнообразие в том, как Прабхупада представлял сознание Кришны, но основной мыслью всегда была следующая — возвращение назад, к Богу.

Из книги Сатсварупы даса Госвами «Пытаясь оценить личность Шрилы Прабхупады»