Как определить свой духовный уровень?

— Как определить уровень своей ступеньки? Как можно понять, стою ли я на месте в духовной жизни, двигаюсь, или перескочила, имитирую?

Определить уровень своей ступеньки, можно изучив и проанализировав наличие или отсутствие, весьма определенных и конкретных качеств описанных в шастрах.

Например, в Бхагавад Гите 13.8-12 Кришна описывает Арджуне около 20 качеств, относящихся к знанию. В комментарии к этим стихам, Шрила Прабхупада пишет, что процесс бхакти-йоги подобен лестнице, первой ступенью которой, является развитие такого качества, как смирение, а последней — осознание Абсолютной Истины в Ее высшем аспекте, постижение Верховной Личности Бога. На этой лестнице великое множество трансценденталистов, которые поднялись на первую, вторую или третью ступени, однако, пока человек не достигнет высшей ступени и не осознает Кришну, он останется на низших ступенях процесса познания.

В Шри Чайтанья Чаритамрите Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами описывает 26 качеств вайшнава. Затем, в Шримад Бхагаватам, Шукадева Госвами описывает качества преданного служения в гунах невежества, страсти и благости, а также качества каништхи, мадхйама и уттама адхикари. Шрила Рупа Госвами описывает 9 ступеней бхакти начиная с адау шрадха и заканчивая премой, а также 9 признаков бхавы: кшантир, авйартха, калатвам, вирактир и.т.д. В Харинама Чинтамани Шрила Бхактивинод Тхакур описывает воспевание на уровне нама апарадхи, нама-абхасы, и шуддха намы.

Все эти качества являются средствами достижения нашей цели и подобны дорожным знакам, на пути домой, обратно к Богу. Если вы водите машину и хотите благополучно доехать до цели, не покалечив себя и кого-то из прохожих, вам не обязательно быть профессиональным гонщиком. Но, как минимум, водитель должен знать правила дорожного движения, значение дорожных знаков, указателей местности, через которые он проезжает, значение движения рук полицейских, значение цветов светофоров и.т.д.

Таким образом, даже в мирской жизни, продвижение к различным целям, подразумевает понимание и следование множеству правил и законов. Но, до тех пор, пока преданные будут болеть духовной ленью, и будут слепо подносить свою духовную жизнь на алтарь философии под названием «качества приходят автоматически», их прогресс будет существенно замедлен.

В «Чайтанйа-чаритамрите» приводится 5 основных моментов:

  1. Садху-санга — общение с преданными;
  2. Нама-киртан — воспевание Святых Имен;
  3. Бхагавата-шравана — слушание «Бхагаватам»;
  4. Мадхура-васа — жить в святом месте или делать свой дом святым местом;
  5. Шри муртийа шрададхайа севанам — поклоняться мурти (достаточно изображения Панча-таттвы).

Исполняя это, мы можем быстро возвыситься. Это естественные вещи. Но также есть понятие — сознательные усилия для развития качеств вайшнава, т.е. качеств благости. Если мы автоматически следуем этим 5 принципам, то это, в конце концов, приведет нас к благости, однако, прилагая сознательные усилия, мы можем достичь благости намного быстрее. Можно повторять Харе Кришна десять миллионов жизней автоматически и, в конце концов, только после этого, вернуться обратно к Богу. А можно достичь освобождения и за одну жизнь, если прилагать усилия. Мы должны знать и сознательно практиковать качества вайшнава, постепенно, одно за другим. Кришна описывает эти качества. Мы можем посмотреть есть ли у нас эти качества. Если есть — хорошо, их можно улучшить и далее развивать, а каких нет, то можно над ними поработать. Таким образом, мы возвысимся на трансцендентный уровень. (Из лекции Шрилы Шиварамы Махараджа)

Таким образом, пока преданные не станут серьезно изучать и сознательно культивировать описанные выше качества, их садхана остается садхана-абхасой (имитацией настоящей садханы), и впадение в одну из двух крайностей, о которых было написано раньше, станет неизбежным.

— Способен ли сам преданный определить свою ступеньку, или этот уровень определяет для тебя старший, наставник, духовный учитель?

Несомненно, духовный наставник должен быть чуток и достаточно проницателен к своим подопечным, для того чтобы помочь им выяснить и продвигаться по ступенькам преданности. В этом и состоит его основная функция наставника.

Но все же, как, однажды, Шрила Ниранджана Махарадж сказал: «Главная обязанность духовного наставника состоит в том, чтобы научить подопечного самому брать ответственность за свою духовную жизнь, и что » If it is not broken, don’t fix it» (Если не поломано, не пытайся это починить)». Наставникам не стоит все время бегать за подопечными, предлагая им свои услуги в разрешениях, определениях или в навязанном продвижении.

Подопечные должны понять, что принятие руководства духовного наставника это вопрос их личной добровольной инициативы. Это в их интересах. Они должны почувствовать, что подобны, больному пациенту, который нуждается в помощи врача. Мы особо не наблюдаем, чтобы врачи ходили по людям и навязчиво предлагали свою медицинскую помощь. Как правило, люди, признавшие себя больными, прилагают усилия и сами находят врачей, которые лечат их болезни.

Я слышал, как, однажды, отвечая на подобный же вопрос, Шиварама Махарадж говорил, что определение своей ступеньки, это, в первую очередь, обязанность самого ученика. Опираясь на выше перечисленные описания из шастр и постоянные наставления своих духовных учителей, ученик анализирует, выясняет свой духовный уровень и прилагает сознательные усилия для того, чтобы по милости Кришны, продвинутся на следующую ступень. И если он слаб или просто не может в этом разобраться сам, он обращается к духовному наставнику и получает его квалифицированную помощь.

Всегда Ваш слуга, Радха Говинда даса