Как одухотворить эмоции

Итак, как же одухотворить эмоции? Это главный вопрос, который мы задаём себе сегодня, и не только сегодня, а на протяжении всей жизни.

Дело в том, что в сознании Кришны есть некоторые очень важные условия для того, чтобы действительно прогрессировать и не уйти из этого движения. Потому что те, кто не соответствуют этим условиям, к сожалению уходят из этого движения замечательного и возвращаются к своей карме. Что же это за условия?

После того, как мы обрели шраддху в сознании Кришны, мы входим в определённое пространство садху-санги, и следом идём в пространство бхаждана-крии — практический деятельности в сознании Кришны. Она начинается с садху-санги. И проблема преданных в сознании Кришны заключается в том, что они думают, что входят в пространство бхаджана-крии, то есть, в храмах их занимают деятельностью в сознании Кришны, практическим служением в их нама-хаттах… Но проблема заключается в том, что, как правило, преданные не входят в пространство садху-санги. Есть ступени бхакти: вера, регулируемое преданное служение под руководством гуру, анартха-ниврити (освобождение от дурных привычек) и ништха (устойчивая вера). Дальше начинается ручи. Но на самом деле ручи начинается ещё до ништхи, первые признаки ручи они могут быть… Все эти признаки бхакти они как бы вложены друг в друга, они не друг за другом следуют, а как бы перекрывают. Поэтому, первые признаки ручи, или вкуса к Святому Имени, преданный может испытывать даже на ступени шраддхи.

Это очень важный момент, что преданный, после того как оказывается на ступени шраддхи, он должен войти в пространство садху-санги. И, войдя в пространство садху-санги, его сразу занимают деятельностью в преданном служении. И когда он начинает заниматься преданным служением, у него начинается процесс анартха-ниврити, то есть, освобождения от всего неблагоприятного. А вместе с этим приходит ручи и преданный начинает испытывать чувство вечности сознания Кришны, то есть, приходит момент, связанный с ништхой.

Но ключом к этому движению является именно платформа садху-санги, потому что именно здесь происходит интенсивная эмоциональная деятельность преданного. Потому что мы реально испытываем сознание Кришны тогда, когда мы переживаем его эмоционально. И это эмоциональное переживание возникает на уровне садху-санги. Потому что основой садху-санги является: «садху» связано со словом «сат», то есть преданный, который испытывает переживание истины — сат. То есть, это переживание связано не просто с какой-то теорией, с философией, связанной с Кришной, а оно связано с переживанием, прямо вот с отношениями, прямо с практической нашей деятельностью, с повседневной деятельностью, в которой мы находимся. Внутри этой деятельности преданный испытывает «сат», то есть даршан присутствия Кришны. Только тогда его можно назвать садху, то есть святой личностью, которая способна научить нас сознанию Кришны.

И вот, когда преданные собираются, они должны научиться садху-санге. Это слово состоит из двух частей: «сат» — означает переживание Абсолютной Истины, присутствия Господа в повседневной жизни, во всём, что мы делаем, в наших отношениях. А «санга» — это, собственно, означает наши отношения, наши друзья, близкие, дальние, люди, с которыми мы каждый день вступаем в отношения, это санга. То есть, санга — это то, что связано с нашим телом, то, что связанно с нашими эмоциями, то, что мы переживаем. Санга — это наша семья друзья, наша нама-хатта, люди, с которыми мы соприкасаемся на работе. И так же, изначальная санга — когда мы испытываем даршан Божества, когда мы повторяем Святое Имя, то есть, это соприкосновение на уровне эмоций, чувств. Когда мы произносим что-то или слышим что-то, это всё связано с понятием санга. А «сат» означает смысл. Иначе говоря, наша деятельность эмоциональная, наша санга, она имеет смысл, или она не имеет смысл? То есть, она связана с Кришной, или она не связана с Кришной?

И вот, наука и искусство сат-санги — это ключ к эмоциональной деятельности. Поскольку, когда мы совершаем сангу, в которой нет сат, то есть чего-то важного, того, что возвышает наш дух, — это означает асат-санга.

Это то, о чём Кришна говорит, то есть, когда преданные не просто общаются с какими-то людьми… Часто мы думаем, что асат-санга — это общение с материалистами, с чем-то неблагоприятным. Но это не просто общение, это именно медитация на то, что неблагоприятно. Когда преданный находится в состоянии сат-санги, то он эмоционально вовлечён во что-то. Например, вы в нама-хатте обсуждаете какие-то важные вещи, которые для вас актуальны. И что происходит, вы эмоционально вовлекаетесь в это обсуждение, и именно благодаря этому эмоциональному вовлечению у вас возникает очищение. То есть, когда вы эмоционально вовлекаетесь в сознание Кришны, то это ваше эмоциональное вовлечение вытесняет из вашего эмоционального тела, из вашего ума майю.

Так происходит процесс анартха-ниврити, то есть, вытесняется всё неблагоприятное. И вы можете получить доказательство этому. В момент, когда вы находитесь в состоянии погружения в сознании Кришны, вы подумаете о чём-то, что связано с наслаждением, о чём-то, к чему в обычном состоянии вы чувствуете привязанность, влечение материальное, если вы это сделаете в момент эмоционального вовлечения в сознании Кришны, вы почувствуете, что вам это не интересно, вы даже можете почувствовать какое-то отвращение к этому. Это является доказательством того, что сознание Кришны работает на практике, это не просто какая-то теория, а это реальная работа с чувствами.

Но проблема заключается в том, что мы эмоционально вовлечены в сознание Кришны очень временно. Например, когда мы находимся на лекции, которую читает возвышенная душа, он делится с нами чем-то важным, он переживает в этот момент в своём сердце присутствие Кришны, и мы слушаем его затаив дыхание, мы чувствуем в этот момент: вот оно, мы чувствуем сопричастность с этим, мы в этот момент сопричастны со своим духовным учителем. И в этот момент мы чувствуем, что наша духовная жизнь успешна, что мы действительно можем иметь доступ к духовной реальности.

Я думаю каждый, кто здесь присутствует, может подтвердить это, он это переживал. Если бы у вас не было такого опыта, то вы бы никогда не выбрали своего духовного учителя, вы бы никогда не сказали своему сердцу, своей душе: «Вот он, мой гуру, вот этот преданный, я готов следовать за ним». Это произошло именно благодаря тому, что вы имели реальный опыт переживания сознания Кришны, переживания бхакти. И это очень важно, это то, ради чего мы остаёмся в сознания Кришны, это то, ради чего мы проходим все кризисы, все испытания в сознания Кришны. Потому что эти эмоциональные переживания дали в нашем уме, в нашем сердце самскары, глубокие отпечатки, благодаря которым, даже имея какие-то трудности в последствии, мы помним, что сознания Кришны реально.

Потому что доказательством истины является не сухая теория какая-то, а эмоциональное переживание реальности Кришны, реальности взаимоотношений с Кришной. И это всё является нашим важнейшим достоянием, которое мы потом проносим вплоть до уровня ништхи.

Е.С. Бхактиведанта Садху Свами