Как муравьи охотились за махапрасадом от Шрилы Прабхупады

В Майяпуре Шрила Прабхупада занимал две комнаты. Одна комната служила ему кабинетом, где он переводил и принимал посетителей. Рядом была его спальня. Там же он почитал прасад, а потому у стены, справа от его кровати, стоял небольшой мраморный столик для прасада (чонки).

В июне там обычно очень жарко, и поэтому, когда Шрила Прабхупада почитал обеденный прасад, я иногда обмахивал его веером из павлиньих перьев. Это не только создавало движение воздуха, но и помогало отогнать мух. Однако стоило Шриле Прабхупаде приняться за прасад, как тут же местная община муравьев приходила в движение. Их разведчики постоянно бегали вдоль стен, и как только тарелка ставилась на стол, они призывали свои батальоны. В Лос-Анджелесе Шрила Прабхупада посоветовал мне в местах, где они появлялись, рассыпать куркуму, и тогда это помогло. Думаю, те муравьи были более материалистичными. Майяпурских же муравьев ничто не могло остановить. Следует полагать, они были духовными существами, которых не так просто было отвадить от маха-прасадных остатков с тарелки чистого преданного.

Я наблюдал, как сотни муравьев взбираются по ножке чонки, окружают тарелку и, наконец, десантируются по стенкам на прасад. Они, казалось, знают, когда смогут приступить к определенному блюду. Шрила Прабхупада обычно принимал пищу поэтапно. Сначала он ел овощи и чапати, затем домешивал туда рис и завершал трапезу сладостями. Муравьи же сначала просто собирались вокруг тарелки. Затем они постепенно протаптывали тропку к тем блюдам, с которыми Шрила Прабхупада покончил. Создавалось впечатление, что они не лишены хороших манер. Наконец, Шрила Прабхупада заканчивал свой обед небольшим количеством сладостей и поднимался ополоснуть руки и рот. Для муравьев наступал миг, которого они так ждали. Они знали, что пришло их время наброситься на сладости. Трудно поверить, но Шрила Прабхупада ни разу и словом не обмолвился по поводу их ежедневных набегов на его обед.

И этот случай — не единичный. Это происходило с завидной регулярностью. Казалось, что между чистым преданным и насекомыми существует некое соглашение. Они давали ему на обед времени, сколько требовалось, а он позволял им съедать то, что осталось после него. Я пытался как можно быстрее схватить и унести тарелки, чтобы хоть что-то осталось для раздачи его ученикам. В Калькутте в отношении муравьев Шрила Прабхупада как-то заметил: «Ничего. Они много не съедят».

Однажды, когда я обмахивал его во время обеда, Шрила Прабхупада начал похохатывать.

— Есть такой ведический обычай, — сказал он. — Пока муж ест, жена должна обмахивать его веером. Только после того, как он управится, она садится и ест то, что осталось, — смеялся он, говоря. — Она должна была быть уверенной, что прасада приготовлено достаточно, иначе рисковала остаться без еды. Таков обычай, и кое-где ему строго следуют до сих пор. Именно в этом состояла роль женщины в ведическом обществе. Их служение включало в себя два аспекта: они готовили вкусную еду и обеспечивали славную половую жизнь. В этом, собственно, и состоит суть материальной жизни. Конечно, в сознании Кришны все по-другому. Мы настаиваем на целомудрии, на сохранении целомудрия.

Тихо обмахивая веером обедающего Шрилу Прабхупаду, я был сбит с толку его откровенностью. Преданные обычно не обсуждали подобные темы. Половую жизнь нужно было регулировать, а не наслаждаться ею. Юные, мы всеми силами пытались избегать ее. Я пытался определить свое отношение к тому, что он рассказал. Мой язык был словно ватный, и я продолжал обмахивать его веером.

Шрила Прабхупада был совершенно трансцендентен. Только он мог спокойно сидеть и есть в окружении полчищ муравьев, готовящихся наброситься на остатки его еды. Только он мог совершенно без задней мысли говорить об отношениях между полами, поскольку сам был совершенно лишен всякой привязанности к материальным наслаждениям. Он, сострадательный чистый преданный, понимал, какие мы падшие и терпеливо старался возвысить нас и дать нам возможность заняться преданным служением.

24 июня 1973 г. ИСККОН Майяпур, Индия.
Шрутакирти дас «В чем сложность?»