Как Бхишма оказался в материальной зависимости от Дурьодханы?

Вопрос: Каким образом случилось, что Бхишма, являясь чистым преданным Господа оказался в материальной зависимости от Дурьодханы?

Ответ: Дурьодхана был первым сыном Махараджа Дхритараштры. Прабхупада говорил, что Дхритараштра был слеп от рождения в материальном смысле и также он был слеп в духовном отношении. Он не в состоянии был воспринять возвышенные качества Пандавов, не говоря уже о Верховной Личности Господа – Кришне. Каков отец, таков и сын. Как мы обсуждали это в лекции вчера. Его первым сыном стал Дурьодхана, который был очень материалистичным и очень злобным. Из-за Дурьодханы Пандавы были сосланы в лес. Бхишма тоже происходил из династии Куру. Его считали дедом Пандавов, хотя он был брахмачари. И он всегда помогал Пандавам и защищал их. Но когда пришло время битвы на Курукшетре, он сражался на стороне Куру, против Пандавов.

Так как же понять, что великий преданный принимает сторону противоположную Пандавам и сражается за злобного царя Дурьодхану. Существуют разные объяснения этого факта. Один вариант объяснения таков, что Бхишма запутался в ситуации из-за того, что общался с непреданными. Он стал должником Дурьодханы и Дхритараштры из-за различных услуг, которые они ему оказывали. Поэтому ему пришлось сражаться на их стороне. Это материальное объяснение. Из этого можно понять, насколько опасно общение с непреданными. Поэтому Господь Чайтанья Махапрабху подчеркивал, что всеми средствами следует избегать общения с личностями, привязанными к деньгам, к противоположному полу, и с майявади – асат санга тйага. Потому что даже трансценденталист может запутаться в греховной деятельности. Это материальная причина.

Нам нужно понимать, что Бхишма является вечно освобожденной душой, поэтому он не мог запутаться в материальных обстоятельствах. Истинная причина того, что он оказался на стороне Куру — Кришна захотел этого. Какова его раса взаимоотношений с Кришной? Рыцарская, утсаха-рати. К ней примешивается некоторое отвращение. Рупа Госвами в «Нектаре преданности» описывает, что у преданных могут быть разные взаимоотношения с Господом. Один из типов взаимоотношений проявляется в рыцарской расе. Когда преданный наслаждается тем, что сражается с Господом. Прабхупада комментируя, говорит, что откуда в этом мире проявиться рыцарскому духу? Из духовного мира. Всё исходит из духовного мира. Но здесь всё осквернено из-за материальных желаний, а там всё чисто и предназначено для наслаждения Кришны.

Поэтому мы видим, что в духовном мире Кришна наслаждается борьбой со своими друзьями – мальчиками пастушками. Мальчики останутся мальчиками. Как в английской поговорке говорится, что они любят лягушек, улиток и щенячьи хвостики. Мальчики не играют в куклы. Им нравится носиться повсюду, играть, бороться. Мальчики в духовном мире именно этим и занимаются, но там всё чисто, потому что они делают это для Кришны. Они борются с Кришной, иногда они по милости Кришны побеждают Его. Это один из типов проявления рыцарской расы. А у Бхишмы эта раса происходит по другому. Он сражается против Кришны в битве. Такова у него раса с Кришной. Поэтому кажется, что он принял сторону врага. Как бы он смог драться с Кришной, если бы был на стороне Пандавов. Всё было устроено для того, чтобы Кришна смог поиграть со своими преданными, насладиться этим. Это удивительная лила, когда Кришна сражался с Бхишмой. Когда Кришна напал на Бхишму с колесом от колесницы, Бхишма сказал: «Хорошо, мой Господь, давай, убей меня». Они хотели этой схватки. Такова высшая причина того, что Бхишма принял сторону Куру.

Вы можете спросить, а почему Прахлада Махарадж родился в семье Хираньякашипу. Это продолжение первого вопроса. Как случилось, что великий преданный родился в семье демонов? Хотя согласно «Бхагавад гите» великие преданные должны рождаться в богатых семьях, либо в семьях трансценденталистов. Это тоже произошло по желанию Кришны. Потому что после того, как Прахлада Махарадж родился в семье демонов, можно было увидеть контраст между великим преданным и великим материалистом. Прахлада – лучший среди преданных. А Хираньякашипу – лучший среди демонов. Прахлада Махарадж обращается к своему отцу: «О лучший из асуров». Но не следует думать, что это комплимент. Это просто говорит о том, что он самый великий демон, которого когда-либо видел свет.

Хираньякашипу – тот, кто обожает мягкую постель и золото. Посадите рядом чистого преданного и великого демона и увидите, кто из них лучше. Конечно, тогда вы не захотите быть как демон, а захотите быть как преданный. Это одна из причин, что Прахлада Махарадж появился в семье демонов. А другая причина в том, что Кришна хотел, чтобы все видели, как очищает общение с преданными. Все маленькие друзья Прахлады Махараджа стали чистыми преданным, благодаря общению с ним. И даже самый великий демон, Хираньякашипу, получил освобождение благодаря своему сыну. Таким образом, у Господа есть причины поместить своего преданного в такую ситуацию. И это всё для того, чтобы расширить Свои трансцендентные лилы.

Е.С. Шрила Индрадьюмна Свами