Избегать материалистов не означает прервать все взаимоотношения с ними

Харе Кришна Матаджи. Примите пожалуйста мои смиренные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!

— Давно я Вам ничего не писала, поэтому хотелось бы знать, как Ваши дела. Как поживает Ваша ятра? Увеличивается ли она? Улучшаются ли качества преданных? Какие самые большие трудности, которые Вы испытываете в общении, с вновь приходящими и неофитами. Обусловлены ли они национальными особенностями или, все-таки, связаны с природой человека вообще? Как Ваше здоровье и здоровье Матаджи Мокша Рупы? Не открываются ли старые раны?

По милости Шрилы Прабхупады, ятра развивается, медленно, но уверенно. Национальная особенность такова, что Румыны склонны гордиться. Но если по-доброму им объяснить, что гордиться-то особо нечем, они понимают. Со здоровьем тоже все в порядке. Преданные зреют и потихоньку новые люди, тоже, начинают проявлять интерес к Сознанию Кришны. Сейчас мы начали с Мокшарупой готовить обеды для прихожан и друзей Кришны. Эта хорошая возможность проповедовать людям каждый день, а заодно финансово поддерживать храм. В начале года, когда Шиварама Махараджа дал нам это указание, мы запаниковали, не будучи уверенны в том, что мы сможем решиться на это. Но смирившись и приняв его указание, сейчас, после двух месяцев обедов, мы уже видим к каким замечательным плодам приводит это служение, полученное от духовного учителя. Поэтому у нас все хорошо, но я немного устаю и, пока, не справляюсь с почтой.

— У меня небольшой вопрос, касающийся письма, которое Вы написали матаджи, у которой, как я поняла, были неприятности в отношениях со старшими преданными. Мне очень понравился Ваш ответ, но возник вопрос. Вы пишете (ссылаясь на Шрилу Бхактивинода Тхакура): «Вот почему некоторых из тех, кто имеет внешние признаки вайшнава и выглядит таковым, необходимо избегать».
Но ведь если следовать этому правилу, то такой человек рано или поздно почувствует вокруг себя вакуум, а значит, будет испытывать страдания, не понимая, чем вызвано нежелание с ним общаться. Наверное, нужно, чтобы кто-то попытался объяснить ему его ошибку. В противном случае, организация просто вытолкнет его, как балласт. Не знаю, возможно, я слишком драматизирую, но так я вижу подобную ситуацию.

Избегать общения притворщиков, псевдо – вайшнавов, не означает перестать быть благосклонными к ним и полностью их игнорировать. Зрелые преданные могут проявлять милосердие и предоставлять невинным людям возможность общаться с ними. Больной человек не способен излечить себя сам. Его должен лечить врач. Даже в том случае, если больной злится и делает глупости, врач прощает его. Подобным же образом следует прощать и невинного человека, порой совершающего неправильные поступки.

Но если в процессе «лечения» выясняется, что человек не собирается лечиться, проявляя упорство в своих глупостях, и не заинтересован искренне в том, чтобы изменить свой характер, его следует избегать. Для того чтобы не провоцировать его дальнейшие оскорбления, небрежность, зависть или даже враждебность, ему нужно просто оказывать почтение на расстоянии, избегая совместную духовную деятельность и сокровенного общения от сердца к сердцу.

Но даже в этом случае, мы не создаем вокруг него вакуум, не выталкиваем его и не отказываемся от повседневного социального общения с ним. Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет этот момент в восьмой главе Шри Джайва Дхармы, следующим образом:

«Ответ однозначен — он должен избегать их. Однако под этим не подразумевается отказ от повседневных отношений, которые, так или иначе, возникают в человеческом обществе. Вайшнав обязан помочь даже своему врагу, если тот оказывается в опасности или какой-нибудь нужде. У преданных домохозяев всегда возникает множество связей с другими людьми. Вступая в брак, он приобретает многочисленных родственников. Покупая и продавая товар, он вступает в деловые отношения с партнерами и клиентами. Являясь владельцем собственности и защитником животных, он заводит множество знакомств. Леча болезни и облегчая страдания других, он вновь вступает в определенные взаимоотношения. Царь вступает в разнообразные отношения со своими подданными, и так далее.»

Правило, предписывающее избегать материалистов, вовсе не означает, что необходимо тотчас же прервать все эти взаимоотношения.

В повседневных мирских делах можно вступать во взаимоотношения с такими людьми, но там, где дело касается духовной деятельности, их общества следует избегать.

Законы кармы беспощадны, и врагом может оказаться даже член вашей собственной семьи. Означает ли это, что его нужно изгнать из дома? Нет. Следует вести себя с ним миролюбиво, избегая излишней привязанности и не разделяя его взглядов на духовную жизнь. Духовное общение подразумевает совместную духовную деятельность, беседы о духовной деятельности, помощь и служение друг другу. Слыша прославления Господа или Его преданных, человек, идущий на поводу у завистников, будет вовлечен в бессмысленный спор. Но это не принесет никому никакого блага. Поэтому избегай пустых дебатов и общайся с материалистами лишь в рамках обычных мирских дел. Если же ты решишь проявить к завистнику милость и таким образом помочь ему, то, будь уверен, этим ты повредишь и себе, и ему. Если же приходится делать таким людям добро, делай это очень осторожно.

— Я бы еще хотела поделиться одним своим сомнением-наблюдением, и не только моим. Мне иногда кажется, что ИСККОН превращается в матрицу, штампующую преданных, менее заботясь об их духовном росте, чем о жизнедеятельности самой организации. И это в некоторой степени превращается в социалистическое соревнование. Но ведь основополагающим должен быть принцип «организация для людей, а не люди для организации», а я, к сожалению, часто ощущаю и вижу обратное. Конечно, это можно приписать моему оскверненному материей сердцу, но мне кажется, что дело не только в этом.

Эту проблему замечают многие преданные. Но это всего лишь проблема роста, типичная для молодой духовной организации, которая сейчас решается путем системы наставников. Как правило, наблюдающие эту проблему преданные, делятся на две категории. Одни пытаются конструктивно способствовать решению этой проблемы, предлагая свою помощь и энергию, а другие предпочитают наблюдать со стороны и осуждать маленького ребенка за то, что он болеет корью, ветрянкой, свинкой и другими типичными для детей болезнями. В свое время, я принял первую позицию и, не смотря на различия во мнениях относительно второстепенных деталей, для удовлетворения Шрилы Прабхупады, стараюсь следовать ей до сих пор, что-то делая для решения этой проблемы.

Ваш слуга, Радха Говинда даса



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *