Из-за чего возникает наша обида

Из-за чего возникает наша обида, наша непримиримость к другим и наша непримиримость к самим себе? Из-за слишком высоких требований, которые у нас есть. Мы идеализируем сами себя и мы идеализируем других, что в сущности одно и то же. Мы начинаем идеализировать других людей, предъявляем к ним высокие требования, потом оказывается, что они обычные люди, а мы обижаемся на них, причем для них это полная неожиданность. Почему мы на них обиделись? Потому что мы к ним предъявили слишком высокие требования. Кто виноват? Мы сами. Точно так же по отношению к себе, когда мы предъявляем слишком высокие требования или пытаемся жить по нереалистично высоким стандартам каким-то.

Человек должен очень ясно понимать свой собственный уровень и действовать соответственно с этим уровнем очень реалистично, при этом стараясь пойти дальше, возвыситься.

Кришна говорит Уддхаве об этом в Одиннадцатой Песне «Шримад-Бхагаватам»: све свехадхикаре йа ништха сагунах парикиртитах – что достоинство человека в способности понимать на что я способен, в способности понимать свою квалификацию и действовать, исходя из нее. И наоборот, пороком человека является то, что я не понимаю на что я способен и я предъявляю слишком высокие требования, я пытаюсь что-то делать, дорваться, мной движет гордыня и я думаю: «Сейчас я это сделаю» и я не делаю ничего и в результате у меня опускаются руки.

Я рвусь куда-то, я предъявляю высокие требования, живу в течении какого-то времени по этим сверхвысоким требованиям, а в результате отчаяние. Почему это так опасно? Потому что когда человек начинает жить по невероятно завышенным принципам и пытается примерить к себе эти слишком высокие принципы, на которые он реально еще не способен и чувствует при этом свою неспособность, неспособность сделать это, то он обижается на кого? Если бы на себя! Он обижается на Кришну и на духовного учителя, которые ему эти принципы ему навязали.

В связи с этим есть совершенно гениальный комментарий Шрилы Прабхупады к 31-му стиху третьей главы «Бхагавад-гиты». Шрила Прабхупада в переводе употребляет слово resentment или обида. Анасуйантах – это враждебное чувство, зависть. Слушайте что Кришна говорит нам: «Те, кто выполняет свои обязанности, следуя Моим наставлениям, кто свято чтит Мое учение и не питает ни к кому враждебных чувств, освобождаются из рабства кармы». Эти враждебные чувства или анасуйантах очень важны.

Шрила Прабхупада комментирует: «Простой человек, твердо верящий в вечные наставления Господа, освободится из-под власти закона кармы, даже если он не способен следовать всем этим наставлениям. На первых порах человек, стремящийся развить в себе сознание Кришны, иногда не может следовать всем указаниям Господа, но, поскольку он не отвергает их и искренне трудится, не обращая внимания на неудачи» – это важный момент: не зацикливаясь на неудачах – «и не поддаваясь отчаянию, со временем он непременно обретет чистое сознание Кришны».

В сущности, все, что нужно, тут сказано: да, у нас будут неудачи, да, у других будут неудачи. Да, мы еще не святые, но пытаемся стать святыми.

Бхакти Вигьяна Госвами,
семинар «Йога прощения», европейский ретрит, Радхадеш, 2011 г.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *