Из-за чего возникает наша обида

бхакти вигьяна госвамиИз-за чего возникает наша обида, наша непримиримость к другим и наша непримиримость к самим себе? Из-за слишком высоких требований, которые у нас есть. Мы идеализируем сами себя и мы идеализируем других, что в сущности одно и то же. Мы начинаем идеализировать других людей, предъявляем к ним высокие требования, потом оказывается, что они обычные люди, а мы обижаемся на них, причем для них это полная неожиданность. Почему мы на них обиделись? Потому что мы к ним предъявили слишком высокие требования. Кто виноват? Мы сами. 

бхакти вигьяна госвамиИз-за чего возникает наша обида, наша непримиримость к другим и наша непримиримость к самим себе? Из-за слишком высоких требований, которые у нас есть. Мы идеализируем сами себя и мы идеализируем других, что в сущности одно и то же. Мы начинаем идеализировать других людей, предъявляем к ним высокие требования, потом оказывается, что они обычные люди, а мы обижаемся на них, причем для них это полная неожиданность. Почему мы на них обиделись? Потому что мы к ним предъявили слишком высокие требования. Кто виноват? Мы сами. Точно так же по отношению к себе, когда мы предъявляем слишком высокие требования или пытаемся жить по нереалистично высоким стандартам каким-то.

Человек должен очень ясно понимать свой собственный уровень и действовать соответственно с этим уровнем очень реалистично, при этом стараясь пойти дальше, возвыситься.

Кришна говорит Уддхаве об этом в Одиннадцатой Песне «Шримад-Бхагаватам»: све свехадхикаре йа ништха сагунах парикиртитах – что достоинство человека в способности понимать на что я способен, в способности понимать свою квалификацию и действовать, исходя из нее. И наоборот, пороком человека является то, что я не понимаю на что я способен и я предъявляю слишком высокие требования, я пытаюсь что-то делать, дорваться, мной движет гордыня и я думаю: «Сейчас я это сделаю» и я не делаю ничего и в результате у меня опускаются руки.

Я рвусь куда-то, я предъявляю высокие требования, живу в течении какого-то времени по этим сверхвысоким требованиям, а в результате отчаяние. Почему это так опасно? Потому что когда человек начинает жить по невероятно завышенным принципам и пытается примерить к себе эти слишком высокие принципы, на которые он реально еще не способен и чувствует при этом свою неспособность, неспособность сделать это, то он обижается на кого? Если бы на себя! Он обижается на Кришну и на духовного учителя, которые ему эти принципы ему навязали.

В связи с этим есть совершенно гениальный комментарий Шрилы Прабхупады к 31-му стиху третьей главы «Бхагавад-гиты». Шрила Прабхупада в переводе употребляет слово resentment или обида. Анасуйантах – это враждебное чувство, зависть. Слушайте что Кришна говорит нам: «Те, кто выполняет свои обязанности, следуя Моим наставлениям, кто свято чтит Мое учение и не питает ни к кому враждебных чувств, освобождаются из рабства кармы». Эти враждебные чувства или анасуйантах очень важны.

Шрила Прабхупада комментирует: «Простой человек, твердо верящий в вечные наставления Господа, освободится из-под власти закона кармы, даже если он не способен следовать всем этим наставлениям. На первых порах человек, стремящийся развить в себе сознание Кришны, иногда не может следовать всем указаниям Господа, но, поскольку он не отвергает их и искренне трудится, не обращая внимания на неудачи» – это важный момент: не зацикливаясь на неудачах – «и не поддаваясь отчаянию, со временем он непременно обретет чистое сознание Кришны».

В сущности, все, что нужно, тут сказано: да, у нас будут неудачи, да, у других будут неудачи. Да, мы еще не святые, но пытаемся стать святыми.

Бхакти Вигьяна Госвами,
семинар «Йога прощения», европейский ретрит, Радхадеш, 2011 г.