История о смысле правды

В «Махабхарате» есть история о смысле правды, рассказанная Пандавам Господом Кришной, Верховной Личностью Бога. Великие мыслители часто пересказывают ее, хотя не подозревают о том, что это Шри Кришна поведал ее в «Махабхарате». Обычно в миру она приводится как пример правдивости, которой придерживаются абсолютисты.

Друг Господа Кришны, Арджуна, дал обет убить любого, кто предложит ему отдать его лук Гандиву. В минуту гнева разочарованный тем, что Арджуна не стал убивать Карну, Юдхиштхира предложил ему отдать лук кому-нибудь более опытному. Когда Арджуна с мечом в руке направился к Юдхиштхире, вмешался Господь Кришна и рассказал такую историю.

Господь Кришна рассказал, что когда-то, неподалеку от одной деревни, жил аскет по имени Косикатха. Он дал обет: «Я буду говорить одну лишь правду», — и прославился как человек, не совравший ни разу. Однажды невинные люди, ища спасения от разбойников, вошли в лес рядом с жилищем аскета. Вскоре появились разбойники, идущие по их следам. Они спросили у Косикатхи: «Какой дорогой пошли эти люди?» Косикатха ответил: «Они только что вошли в лес неподалеку отсюда». И тогда разбойники зарезали ни в чем не повинных людей и забрали их драгоценности. За этот грех Косикатха попал в ад и очень страдал.

Господь Кришна объяснил мораль этой истории. Он сказал: «Должны быть определенные указания на то, как отличить добродетель от греха. Поэтому великие святые говорят, что не всегда уместно смотреть на все глазами писаний. Услышав это от Меня, теперь реши — стоит ли убивать своего брата». В этом случае, как и во многих других, Кришна нашел способ помочь Арджуне, чтобы он, не нарушая обета, в то же время избежал убийства Юдхиштхиры.
Столетия спустя после событий, описываемых в «Махабхарате», философы-моралисты, такие, как Августин и Иммануэль Кант, защищали идею того, что ложь необходимо отвергать в любом сучае. Кант говорил следующее:

Правдивость в высказываниях, которых нельзя избежать, — формальная обязанность каждого, какой бы ни был при этом нанесен ущерб ему самому или остальным. — Ложь: моральный выбор в общественной и личной жизни; автор — Сицилия Бок

Рассказывая историю этого дебата о морали, Сицилия Бок говорит, что большинство философов сочли точку зрения Канта чересчур непоколебимой. Бывают случаи, когда правдивость может принести такой большой вред, что совершенно ясно, что в таком случае ложь оправдана.

Когда человек, замышляющий совершить убийство, спросит — не у нас ли в доме спрятался наш друг, спасающийся от него бегством — следует ли солгать, чтобы спасти друга? А может быть, следует сказать правду? Это типичный пример библейских времен, используемый схоластиками в различных вариациях и используемый в большинстве комментариев об оправданности обмана.

В девятнадцатом веке в Англии кардинал Ньюмен привел этот же пример, защищая себя и католических священников от обвинений в аморальности и распущенности в вопросах правдивости. Ньюмен процитировал Самуэля Джонсона: «Основное правило — над правдой никогда нельзя совершать насилие, однако должны быть исключения, например, если убийца спросит, в какую сторону пошла его жертва. — Ложь: моральный выбор в общественной и личной жизни; автор — Сицилия Бок

В данном случае с братьями Пандавами Господь Кришна устроил так, что Арджуна «убил» Юдхиштхиру, просто нанеся ему оскорбление и таким образом сохранив ему жизнь. Господь не стал советовать Арджуне поступиться правдой. Но суть этой истории в том, что, по словам Самого Господа Кришны, нравственность — это нечто, «что понять очень трудно».

Е.С. Сатсварупа дас Госвами,
«Правдивость — последняя нога религии»