Истинное смирение является результатом самореализации

Истинное смирение является результатом самореализации. Что касается внешнего смирения, то оно не очень помогает, хотя поначалу и может. Первый тип смирения означает осознание, а второй — принятие того, каким является наше реальное положение по отношению к Кришне и Его преданным с одной стороны, и по отношению к Махамайе — с другой. Махамайа необыкновенно могущественна в своем служениии, это просто необходимо реализовать. Тогда преданный перестает быть витающим в облаках идеалистом. Идеализм преданных опасен тем, что порождает в итоге цинизм и опустошенность. Хотя поначалу он дает чувство эйфории, как наркотик. Итак, смирение — это просто осознание реальностей. Смиренный человек естественным образом не испытывает недобрых чувств по по отношению к недостаткам, как чужим, так и собственным, даже когда он занят их устранением.

Это называется терпимостью, а также терпнием. Последнее качество означает, что человек не приходит в беспокойство от того, что недостатки не уходят. Почему? Дело в том, что, в отличие от идеалиста, реалист находит ценность не в своем ожидаемом в скором будущем совершенстве, а на своем настоящем несовершенстве, т.е. он высоко ценит те дары и удачу, которые есть уже теперь. Так его удача растет. Терпеливый не сомневается в своем счастье. Он как бы думает: «Я счастлив в СК даже теперь, будучи нечистым. Каково же будет мое счастье, когда я стану чище? Трудно даже представить!»Терпением обладает тот, кто лелеет в себе нечто ценное. Такой человек может спокойно проходить через неурядицы и испытания. Это крайне важно понять, точнее, обрести. До тех пор, пока мы не обретем внутри некую полноту, наше смирение будет только тактикой латания дыр. И вообще, в тихом омуте черти водятся.»

Е.С. Бхактиведанта Садху Свами