Исполнен ли он материальных желаний или свободен от них?

Дорогой Прабху, Примите, пожалуйста, мои смиренные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!

— Я не могу сказать, что у меня большое желание каких-то богатств, может где-то внутри и есть желание славы и быть на высоком уровне, но мне просто хочется быть более полезным в служении, но конечно, это означает, что я тоже буду и при деньгах, и при всем остальном. Но какую позицию занимать в молитве, и вообще стоит ли просить чего-то, или просто полностью предаться и ничего не просить. Просить только духовные вещи — любви к Богу и преданного служения. Искренне скажу — у меня есть желание быть высококвалифицированным мастером своего дела, и что бы люди, когда видели мою работу, а впоследствии и мою шикху, с уважением относились к Сознанию Кришны.

Шастры описывают, что есть два вида преданных: Cакама бхакты и акама бхакты. Пока преданный занят преданным служением с мотивом получить какие-либо вознаграждения, прося Кришну удовлетворить его материальные желания, например: арогьям (хочу освободиться от своих болезней), айшварьям (хочу процветания и богатств), диргхаайушам (хочу жить долго и счастливо) – он относится к сакама бхактам.

Когда в процессе преданного служения сознание преданного очищается, он оставляет свои материальные желания и его сердце начинает источать молитву: на дханам (я не хочу больше богатств), на джанам (не хочу больше последователей и почитателей), на сундарим (не хочу общения с противоположным полом), кавитам (не хочу даже репутации утонченного поэта и великого ученного), мама джанмани джанманишваре бхаватад бхактир ахаитуки твайи (я хочу лишь рождение за рождением служить тебе с любовью свободной от любых эгоистических причин). Подобное настроение относится к акама бхакти – чистой преданности лишенной каких-либо мирских мотиваций.

В своих книгах Шрила Прабхупада очень методично описывает стандарт чистого преданного служения. В своих комментариях он настраивает нас на то, чтобы, рано или поздно, мы обрели подобное настроение чистой преданности. Однако, понимая, что не все люди смогут сразу возвыситься до этого уровня преданного служения, Шрила Прабхупада подбодряет их и часто цитирует известный стих из Шримамад Бхагаватам 2.3.10:

акамах сарва-камо ва мокша-кама удара-дхих
тиврена бхакти-йогена йаджета пурушам парам

«Человек с возвышенным складом ума — исполнен ли он материальных желаний, свободен от них или стремится к освобождению – должен во что бы то ни стало поклоняться высшему целому — Личности Бога».

Итак, в каком бы положении ни находился человек — акама (безо всяких желаний) или сарва-кама (полон желаний), или мокша-кама (стремится к освобождению) — ему следует пытаться поклоняться пурушам-парам, Высшей Личности Бога.

Другими словами, пока у сакама бхакты есть потребность в материальных вещах, то к кому еще обращаться, если не к Кришне? Мы — дети Кришны. Он — наш отец. Поэтому мы должны просить у Него поддержки и помощи, не поддаваясь соблазну поклоняться полубогам с этой целью или просто искусственно подавлять в себе желания.

Господь очень добр к своему преданному независимо от его духовного уровня. Видя целомудрие и искренность своего бхакты, Шри Кришна думает:

«Он служит Мне. Однако он просит у Меня материальных, чувственных удовольствий. Это все равно что вместо нектара просить яд. Он поступает очень глупо. Но Я поступлю мудро. Зачем позволять этому глупцу предаваться грязным, материальным наслаждениям? Лучше Я дам ему прибежище у Моих лотосных стоп. Я помогу ему забыть обо всех материальных желаниях — тот, кто служит Господу, надеясь обрести чувственные удовольствия, в конце концов, обретает вкус к служению лотосным стопам Господа. Кама чхади даса хаите хайа абхилаше — тогда он отбрасывает все материальные желания и хочет только одного: стать вечным слугой Господа».

В конце этого комментария из ШБ 5.19.27 Шрила Прабхупада пишет: «Поэтому даже тот, кто жаждет материальных благ, не должен поклоняться никому, кроме Верховной Личности Бога. Такому человеку следует полностью посвятить себя преданному служению Господу, и тогда все его желания исполнятся, и, в конце концов, он вернется домой, к Богу».

— Не хочется что бы люди, как иногда доводилось мне слышать, говорили о преданных как об инопланетянах (хотя в этом мире таким и нужно быть). Хочется быть примером, как Вы когда то говорили о Бхактивиноде Тхакуре.

Да, я понимаю Ваше настроение. Оно созвучно с настроением, которое было продемонстрировано Махараджей Юдхиштхирой в следующей истории:

Как-то раз Юдхиштхира Махарадж сказал Кришне: «Прабху, пожалуйста, даруй мне одно благословение». Кришна засмеялся и сказал: «Почему ты просишь у Меня благословения? Даже Прахлада не принимает от Меня никаких благословений, хотя он мой обычный преданный. Он сказал, что если когда-нибудь у него появится такое желание благословения, он попросит Меня об этом». Кришна, таким образом, подшучивал над Юдхиштхирой. Юдхиштхира ответил: «Нет, Прабху, пожалуйста, не уходи от ответа, я хочу получить от Тебя благословение». «И какое же?», спросил Кришна.

-«Я хочу жениться на самой красивой женщине в мире». Это был сюрприз. «Все хотят оставить свои связи с материальным миром, чтобы прийти ко мне, а ты наоборот хочешь жениться на прекрасной девушке? Хорошо, так тому и быть. А чего ты еще хочешь?»

-«Я хочу, чтобы во всей вселенной не было царства такого же богатого, как мое».

Кришна был немного удивлен и сказал: «Почему ты просишь все это?»

-«Я прошу все это потому, что люди боятся поклоняться Тебе. Они думают: если я буду поклоняться Кришне, Он заберет у нас все богатства и сделает попрошайками на улице. Он не оставит нам даже каупины (набедренной повязки). Мы станем как Шукадева Госвами.» И в основном из-за этого страха люди не поклоняются Кришне. Только бедные поклоняются Ему. Каждый боится, что он может потерять все. Когда Кришна проливает Свою милость на кого-либо и принимает этого человека, он забирает у него все богатства. Поэтому каждый поклоняется тому, у кого есть большой сундук – Ганеше, Дурге, Шанкаре или какому-нибудь полубогу. Они боятся поклоняться Кришне.

Юдхиштхира Махарадж продолжил: «Поэтому если Ты даруешь мне величайшее богатство и самую красивую жену, люди скажут – о, Юдхиштхира Махарадж обрел такое удивительное богатство, такую прекрасную жену как Драупади — и никто больше не будет бояться, и все начнут поклоняться Тебе. Поэтому Прабху, пожалуйста, дай мне все это».

Пожалуйста, молитесь Махарадже Юдхиштхире, чтобы по его милости Вы могли утвердиться в своем желании прославить Кришну своим примером добросовестности и ответственности в профессиональной деятельности. Благодаря подобным качествам Вы призовете милость Шри Кришны и достигнете духовного совершенства. Удачи!

Всегда Ваш слуга
Радха Говинда Даса