радханатха свами

Искренность мотивов оживляет духовную деятельность

Когда мы воспеваем святые имена, наиболее важна мотивация, с которой мы это делаем. Майявади тоже поют киртаны и читают джапу, но их мотив — освободиться, или слиться с Богом воедино. Но Шри Чайтанья Махапрабху учит, что сознание преданного «на дханам на джанам» — «просто быть слугой слуги Твоего слуги, безоговорочно, рождение за рождением».

Какой бы ритуал мы ни проводили, какой бы духовной деятельностью мы ни занимались, — если наше умонастроение соответствует учению Шри Чайтаньи, тогда мы сможем максимально удовлетворить Его и получить Его благословения.

Если у нас есть рвение и жажда служить, доставлять удовольствие Господу, тогда Господь ответит нам с тем же рвением. Этот энтузиазм, это стремление — и есть разница между пустым ритуалом и истинным актом преданности, несмотря на то, что оба могут иметь ту же внешнюю форму.

Каким бы служением мы ни занимались, если делать это внимательно и с большим энтузиазмом […] можно заслужить доверие и милость Бога.

Если мы просто повторяем джапу, потому что так рекомендовано в этот век для самоочищения, но при этом повторяем святые имена Господа невнимательно, без стремления удовлетворить Господа, — такая джапа очень напоминает ритуал. Мы всего лишь пытаемся закончить наши круги. И каков результат? Мы заканчиваем наши круги…

Шрила Прабхупада говорил, что губы должны повторять святое имя; уши — слушать его, а сердцем надо взывать к Господу, как ребенок, который плачет и зовёт свою мать. Это не пустой обряд, ребёнок зовёт очень искренне, потому что мать для него — единственное пристанище.

Каким бы служением мы ни занимались, если делать это внимательно и с большим энтузиазмом относиться к процессу очищения сердца для удовлетворения Кришны, тогда такая деятельность будет иметь огромнейшую ценность. Её ценность в том, что благодаря искреннему стремлению можно заслужить доверие и милость Бога.

В начале духовного пути мы следуем вайдхи-бхакти — определенным ритуалам, правилам и предписаниям, цель которых — очищение. Но когда за этими ритуалами стоит истинная философия и наука, тогда всё это приобретает могущество и смысл.

В век Кали-юги наиболее могущественной духовной деятельностью является воспевание имен Бога. Кали-юга — век пороков, но именно в этот век каждый может получить благословение: просто повторяя имена Господа искренне, человек может достигнуть окончательного освобождения.

Что делает воспевание святых имён столь могущественным и эффективным подношением Господу? Это искренность мотивов, которые оживляют духовную деятельность и поклонение. Именно она и приводит к наиболее высоким духовным переживаниям — пурушаартха-широмани. Шри Чайтанья пришел дать нам пурушаартху-широмани, драгоценный венец всех целей — анандамбудхи-вирдханам — высочайшее блаженство безусловной любви к Верховному Господу. В этом настроении все практики, даже те, которые могут показаться явно ритуальными, становятся необычайно сокровенными и чисто духовными.

Е.С. Шрила Радханатха Свами