Индивидуальное подчинение ума невозможно

Вообще это удивительная вещь, почему-то у многих складывается такой стереотип, что духовная практика — это явление индивидуального порядка, что вот я практикую сознание Кришны, вот он практикует сознание Кришны, мы вместе собираемся, я пою и он поет и вот у нас санкиртана.

Но санкиртана — это не сумма преданных, а это нечто, как Шрила Прабхупада говорит, когда один соединяется с одним, т. е. когда преданные соединяются вместе, то это не просто сумма единиц, а это нечто гораздо большее, это уже сам Кришна, т. е. бесконечное число.

Об этом также сам Кришна говорит в Бхагавад — Гите. Он говорит, когда преданные совершают таким образом:

мач-читта мад-гата-прана бодхайантах параспарам
катхайанташ ча мам нитйам тушйанти ча раманти ча.

Он говорит, когда преданные собираются вместе и они настраиваются в своём служении бодхайантах параспарам, то тогда, когда происходит катхайанташ ча мам нитйам, т.е. киртан, обсуждение чего-то связанного с Кришной, возникает что? Вот это состояние привлечения ума.

Тушти и раманти — это состояние ума. Что такое «тушти»? Это состояние глубокого удовлетворения, а «раманти» — это состояние блаженства. Вот когда преданный действительно находится в санкиртане, то тогда ум наш испытывает чувство глубочайшего удовлетворения и блаженства, и он уже не привлекается материей, чувственными какими-то наслаждениями и прочим. Не потому что он такой вот, а просто потому что для него это естественно быть рядом с душой, он является нашим другом.

Поэтому подчинить себе ум индивидуально никто не может. Если вы внимательно читали Бхагавад — Гиту, то как бы Кришна даёт Арджуне, Он описывает духовную практику, Арджуна говорит: «Я не могу достичь, я не могу контролировать ум, потому что это все равно, что пытаться удержать ветер».

Т.е. Арджуна отвергает этот индивидуалистический подход в духовной жизни. Но мы пытаемся, мы думаем, что мы как… у нас больше перспектив, чем у Арджуны 5 тысяч лет назад. Но у нас меньше перспектив. В бесконечное количество раз.

Почему? Потому что Арджуна жил в другую эпоху, где индивидуальная практика ещё была возможна. А мы живем в Кали-югу, где юга-дхармой, предписанной деятельностью, практикой йоги является харинама санкиртана ягья. т. е. совместное, в общине, в отношениях воспевание и обсуждение Кришны.

Поэтому ключевой вопрос успеха в духовной жизни заключается не в том, насколько я хорош в сознании Кришны, а ключевой вопрос заключается в том, какие мы строим взаимоотношения в сознании Кришны, вот это ключевой вопрос.

Е. С. Бхактиведанта Садху Свами