Имя гуру нужно держать в тайне

Наши отношения с другими зачастую не столь деликатны. Например, при знакомстве преданного часто спрашивают: «Кто твой гуру?», — так же как спрашивают об имени нового знакомого или его родной стране. Хотя в ведические времена иногда этой информацией делились при встрече, это делали для того, чтобы углубить отношения. Это делали с уважением, а не так, будто у человека спрашивают, каким стиральным порошком он пользуется, или будто хотят навесить на него ярлык. Представьте, что при первой встрече кто-то вас начал бы расспрашивать: «Как зовут твоих родителей и кто они по национальности? Как они познакомились и зачали тебя?» Не исключено, что вы бы ответили: «Это не твое дело. Неужели для тебя нет ничего святого?»

Многие считают, что очень важно знать, кто является гуру другого, и что одного этого уже достаточно, чтобы составить о преданном определенное мнение – о его характере, чистоте помыслов или интеллекте. Несомненно, это что-то говорит о преданном, но нет оснований уделять этому столько внимания. Разве не лучше сначала узнать самого человека? Резве нельзя проявить более личностный подход и судить об индивидууме по его качествам? Чем глубже наши отношения с человеком, тем глубже он открывается нам. Лучше узнать саму личность, стоящую перед нами, чем сразу же составлять мнение о ней на основании чистичной информации. Мы можем познакомиться с человеком, узнать его лучше и не посягать на то, что ему дорого.

Шрила Сананатана Госовами утверждает это цитатой из «Саммохана-тантры»:

гапаед деватам ишам гопаед гуру атманах
гопаеч ча ниджам мантрам гопайен ниджа-маликам

«Нужно хранить в тайне своего ишта-дева, своего гуру, свою мантру, и свою джапа-малу» («Хари-бхакти-виласа» 2.147).

Верховный Господь подтверждает эту истину, обращаясь к Адити:

наитат парасма акхйейам
пршайапи катханчана
сарвам сампидйате деви
дева-гухйам суса вртам

«О, почтенная женщина, этого не следует говорить никому, даже если об этом спрашивают. Глубоко сокровенные вещи приносят успех только тогда, когда их хранят в тайне» (ШБ 8.12.20).

Сокровища, естественно, хранят в тайнике. Также и преданный разумно хранит отношения с гуру и с итшта-девом глубоко в сердце – они не предназначены для всеобщего обозрения и обсуждения. Тайна оборегает высокую ценность этих отношений, так же как плотная крышка баночки со специями сохраняет их аромат. Если не закрыть плотно крышку, специи быстро выдохнутся. Конечно, скрывать имя своего гуру нужно не из стыда. Напротив, нужно радоваться своей удаче, благодаря которой у нас такой заботливый и сведущий наставник.

Себя же нужно считать падшим и недостойным считаться его учеником и представителем. Не следует гордо афишировать тот факт, что мы являемся учеником определенного гуру, тем самым, рассчитывая выглядеть лучше в глазах окружающих – это все равно что использовать гуру в роли трамплина для своего ложного пристижа.

Не стоит хвастаться своим гуру. Вместо этого лучше быть образцом вайшнавского поведения и качеств, особенно смирения, тем самым, позволяя гуру явить свою истинную славу.

Много лет назад двое моих духовных братьев отправились в Майяпур, чтобы посетить старого и уважаемого санньяси и узнать его мнение по поводу одного философского вопроса. Они выразили ему свое почтение и начали обсуждать философию. Во время беседы, один из них спросил его: «Кто ваш гуру?» Санньяси замолчал, а потом медленно сказал: «Почему вы спрашиваете меня об этом? Мой духовный учитель…» И больше он не смог ничего сказать. Его голос задрожал, и из глаз у него полились слезы. Преданные поняли, что оскорбили его своей бесцеремонностью, едва с ним познакомившись.

Люди Запада, как правило, сликом самонадеянны и недостаточно чутки по отношению к другим. Современное западное общество приучает нас идти на искусственное сближение, не проявляя уважение к другому человеку. Современное западное общество не уважает ничего кроме славы, денег и сексуальных подвигов. Это прямая противоположность ценностям вайшнавской культуры.

Фрагмент из книги Е. С. Пурначандры Госвами «Скрытые препятствия на пути бхакти»