И ни то и ни другое

Вопрос: Скажите, для всякого типа отношений, если взаимоотношения не складываются, что лучше предпочесть – неискренние отношения или отсутствие отношений?

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами: Отсутствие отношений может быть не выходом, потому что, если мы живем бок о бок с человеком, у нас не может не быть отношений. И ни то и ни другое, это некорректно заданный вопрос.

Выбирать из этих двух возможностей – это не совсем правильно, есть еще третья возможность. Если у вас никак не складываются отношения, и вы можете позволить себе такую роскошь – никаких отношений не иметь, и, в общем-то, вам не так важно, чтобы эти отношения были, ну, это возможно тогда – отдалиться.

Неискренние отношения никогда не являются выходом из положения, потому что неискренние отношения могут только ухудшить всю ситуацию.

Если мы не можем позволить себе роскоши отдалиться, если мы вынуждены общаться с этим человеком, если мы живем близко с ним и все остальное, то тогда нам нужно понять, почему отношения не складываются, и нужно понять, какую ошибку я допускаю в этих отношениях, попытаться понять другого человека.

Обычно отношения не складываются потому, что мы не понимаем другого человека. Но мы думаем, что отношения не складываются потому, что он не понимает нас. А он не понимает нас потому, что мы не понимаем его. Если мы хотим, чтобы нас поняли, нужно понять его.

Понять – значит простить. Если мы поймем его, то он сможет понять нас. Тогда можно хотя бы на каком-то уровне отношения установить. Отношения можно установить всегда. Может быть, в силу каких-то особенностей отношения не могут быть идеальными, или еще что-то такое, но можно всегда выстроить правильную дистанцию и установить уважительные отношения, если у нас будет уважение к человеку, если мы поймем его, если мы поймем, что им движет.

Как Вишванатха Чакраварти Тхакура объясняет в комментарии к этому стиху и говорит, что разные люди по-разному интерпретируют Бога и разные люди по-разному говорят. Одни говорят: «Он плохой», другие говорят: «Он хороший». Но это невозможно понять, потому что никто не знает Его мотивов.

В отношениях с другим человеком, как правило, мы приписываем другому человеку неправильный мотив, и отношения из-за этого портятся. А у него, может, и не было этого мотива. Я тысячу раз встречался с ситуацией, когда один человек говорит: «Он мне завидует». С другим человеком начнешь говорить и видишь, что он не завидует ему, что мотив какой-то другой. Но мы приписываем другому человеку какой-то неправильный мотив, и, приписывая другому человеку неправильный мотив, мы начинаем интерпретировать все его поступки в соответствии с этим, а это всегда можно сделать. Если мы уже разгадали все…

Поэтому надо просто попытаться понять правильный мотив, вернее, попытаться понять, что движет человеком. Человек, например, не обращает на нас внимания. Как вчера был случай, когда я давал интервью, и было две журналистки, и они столкнулись: одна – тележурналистка, другая – из газеты пришла. И перед тем как приступить ко второй серии интервью, они между собой, так как городочек маленький, они все друг друга знают, и одна другой сказала, что какая-то их общая знакомая на ту обиделась страшно. «И чего она на меня обиделась?» Та говорит: «А что, она только зашла, а ты встала демонстративно и вышла». Та опешила: «Во-первых, я не заметила, что она вошла. Во-вторых, от того, что я вышла, не значит, что я вышла, потому что она вошла. Почему она интерпретировала мой выход как демарш против нее? Мне просто в туалет нужно было выйти».

Но человек увидел внешний проступок: она входит, а та берет и выходит. И она все объяснила сразу себе, ей все ясно стало. Но в большинстве случаев отношения рушатся из-за какого-то элементарного недопонимания. Поэтому надо пытаться выяснить или пытаться понять друг друга.