Хочется понять как лучше воспитывать детей

Вопрос: Роль родителей в воспитании детей. Сейчас есть несколько школ вайшнавских, куда отправляется ребенок, а родители отдельно и они как-то дистанционно с ним поддерживают отношения. Насколько это работает и правильно ли это? Либо родители всё-таки должны быть рядом с ним? Хочется понять как лучше воспитывать детей? Дочке 6 лет и надо какое-то принимать решение: либо в вайшнавскую школу для девочек отправлять и она там будет под руководством педагогов вайшнавов, либо как-то иначе?

Ответ Е.С. Бхактиведанта Садху Свами: С девочками эта стратегия вообще не работает, она не ведическая. То есть девочка не должна отрываться от семьи. Нельзя сдавать девочку куда-то в интернат.
Для мальчиков это нормально. Но даже когда речь идёт о воспитании мальчиков тут родители должны быть где-то в санге с преподавателями. Если преподаватели говорят, что вы не имеете права вообще принимать участие в обучении своего ребенка, как-то влиять на школу, то держитесь подальше от такой школы. Либо постарайтесь повлиять на умонастроение педагогов, это ненормально.

В этом плане наиболее удачный вариант в нашем материальном мире, я нашу гурукулу не рассматриваю, наиболее удачный вариант на мой взгляд, это вальфдорская школа. Потому что Рудольф Штайнер, который ее организовал, он человек похоже в прошлом был риши, то есть у него похожие вещи на ведические моменты и в общем-то он создал систему, в которой родители, педагоги и дети, вместе участвуют в образовательном процессе. И это очень хорошо.

Поэтому я советую преданным изучать этот опыт и превносить именно в вайшнавскую культуру и вайшнавское знание в это во всё, потому что там этого не хватает конечно.

Школа имеет полномочия только тогда, когда она является частью общины. Только внутри общины школа может выдавать нормальный продукт воспитательный. Если она оторвана от общины то тогда там будут перекосы обязательно либо у педагогов, либо у детей. Ну скорее всего и то и другое вместе.

У нас есть хорошие гурукулы, в Индии есть. И то я не знаю какие они хорошие. Я сам изнутри там ничего не смотрел, я там не был, поэтому я могу только опираться на мнение уважаемых вайшнавов.

Самая большая вещь, которая меня напрягает в этом вопросе — скорее всего это даже не педагогическая составляющая, у нас есть хорошие педагоги, а меня напрягает пассивность родителей. Потому что этот вопрос уже давно можно было решить если бы родители скооперировались и создали нормальную гурукулу. Я понимаю, что есть усталость, я всё это прекрасно понимаю, но последствия очень негативные.

У родителей такая психология — сплавить своего ребенка куда-нибудь, в какую-нибудь хорошую гурукулу, чтобы из него сделали нормального вайшнава. Вот у них такая установка и вот это каленым железом приходится…Вот нужно просто конкретно разбираться со всем этим, потому что родители…. Я не говорю про всех, есть нормальные родители. Но в целом общая масса такая: отдать ребёнка в правильную какую-то гурукулу, отправить его в Индию или куда-то еще, только бы не общаться с другими родителями на эти темы. Вот это серьезная проблема.

Вопрос: а школа на основе гуманной педагогики?

Ответ Е.С. Бхактиведанта Садху Свами: Хорошая гуманная педагогика. Никаких претензий нет к гуманной педагогики. Единственное, там не делается акцента на воспитание мальчиков. Вот это, на мой взгляд, некоторый недостаток. Я считаю, что мальчишек надо воспитывать в отдельной системе.

Можно конечно делать смешанные школы, но тогда для мальчишек должен быть какой-то отдельный формат, где они отдельно от девочек, их тренируют.

Вопрос: ну как здесь: время когда вместе на лекциях и время, когда отдельно женское и мужское.

Ответ Е.С. Бхактиведанта Садху Свами: Это компромиссный вариант, это нормально. Можно и для девочек делать отдельно и для мальчиков. Это лучший вариант. Но если мы смешиваем и даём какую-то гуманную педагогику, то тут на мой взгляд не формируется вот этой специфической культуры варнашрамовской, про которую мы говорим. То есть тут нужны специальные знания, специальные навыки для мальчиков и для девочек.