Хари-катху нужно практиковать так, чтобы ум был привлечен

Иногда преданные думают, что сокровенные темы — это темы, когда мы просто о Кришне что-то обсуждаем. Да, мы именно о Кришне говорим, но сокровенность заключается в том, мы говорим о Кришне именно в контексте реальной жизни преданного. Т.е. таким образом, что это привлекает ум преданного. Это умонастроение Вриндавана.

Во Вриндаване преданные никогда не занимаются мукхья-катхой, т.е. они не говорят прямо о Кришне, они говорят как бы косвенно, обиняками, говорят на какие-то мирские темы вроде бы, но все понимают, что разговор о Кришне идет.

Например, когда гопи собираются, они не говорят: « О Кришна!..». Они говорят: «Как вчера громыхала туча! У меня вот это вот… Что ты чувствовала в этот момент?». Все понимают, что речь идет не о туче, а, конечно же, о туче, что туча громыхала, но речь идет о том, что связано с Кришной.

И почему это важно? Потому что нужно таким образом практиковать Хари-катху, чтобы ум был привлечен, чтобы уму это было интересно, чтобы ум связывал Кришну с той жизнью, которой мы живем, чтобы он не рассматривал Кришну как что-то имперсональное. Потому что если Кришны нет в нашей жизни, это некая имперсональная, идея, Брахман безликий.

Поэтому если мы не интересуемся жизнью друг друга в сознании Кришны, это значит, что у нас нет близких отношений, мы не строим вайшнавскую общину. А если интересуемся, то для нашего ума и для ума того человека, с которым мы говорим, практика сознания Кришны становится естественной, жизненной. Т.е. ум подчиняется.

Е. С. Бхактиведанта Садху Свами