Мы не должны продвигаться слишком быстро или слишком медленно. Шаг за шагом, говорит Кришна

Когда человек действительно обрел любовь к Кришне, он чувствует: Кришна так дорог мне, он хочет повторять имя Кришны, петь имя Кришны, это чувство Кришны растопило его сердце. Он громко повторяет имя Кришны, он может смеяться, плакать, взывать, петь, как сумасшедший, танцуя и не обращая внимания на мнение окружающих людей. Трансцендентный сумасшедший.

Итак, принятие прибежища у Кришны — означает стать сумасшедшим. Или сумасшедшей. Принять прибежище у Кришны — значит отпустить все остальные вещи, у которых мы находим прибежище: ум, тело, страна, банковский счёт. Всё. У нас нет связи с этим. Уходит наше чувство отождествления с этим миром. Мы не чувствуем, что принадлежим этому месту. Что я имею общего с этим? Нам всё равно, что другие люди думают о нас. Нам всё равно. Мы принимаем сознание Кришны полностью.

Вначале мы принимаем сознание Кришны потому, что чувствуем какое-то влечение. Большинство из нас пришли к сознанию Кришны в этой жизни, приняв личное решение. Некоторые из нас были воспитаны в семьях сознающих Кришну людей, но большинство из нас пришли по собственному выбору. Мы воспитывались в атмосфере отсутствия сознания Кришны, но мы привлеклись сознанием Кришны. Настолько привлеклись, что захотели изменить свою жизнь, мы захотели стать частью этого.

Когда человек поднимается на уровень, где он хочет быть только сознающим Кришну и никем другим, он обретает посвящение. И это большой шаг. В начале есть какое-то влечение, оно растёт и, надеюсь, мы обретаем какое-то интеллектуальное понимание. Интеллектуальное не в мирском смысле этого слова, но в трансцендентном смысле, как Кришна объяснил Арджуне. Мы понимаем из учения «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам», что мы не тело, что мы не принадлежим этому миру, мы принадлежим Кришне, мы должны найти прибежище у Кришны. И, как Кришна говорит в «Бхагавад-гите», а более подробно это объяснено в «Шримад-Бхагаватам», принятие прибежища у Кришны в конечном итоге приводит к тому, что человек должен стать как сумасшедший. Почему я так говорю — «в конечном итоге»? Потому что нам советуют идти шаг за шагом, ступень за ступенью.

Становление сознания Кришны подразумевает оставление позади всех ложных концепций, когда мы понимаем: «Я не имею с этим ничего общего».

Но нам рекомендуют идти шаг за шагом. Означает ли это: «Ну все, теперь держись за все свои материальные привязанности и при этом повторяй Харе Кришна. А через некоторое время можешь отпустить немного эти материальные привязанности и продолжай повторять Харе Кришна»? Мы так не говорим. Мы не говорим: «Держись за свои привязанности». Мы всегда говорим: «Откажись от этих привязанностей».

Но в то же время мы понимаем, что материальная обусловленность очень глубока и сильна. И мы должны взращивать чувство полного предания Кришне и в то же время понимать, что у нас есть много глубоких привязанностей. Если мы просто будем пытаться подражать танцам и пению как сумасшедшие, то это будет имитацией. Это не будет чем-то реальным. Мы будем танцевать и петь в экстазе, а потом курить. Я это видел в Бенгалии много раз. Кажется, киртан экстатичный. Но он не подкреплён никаким проявлением истинного отречения от материального мира. Сознание Кришны значит бхакти парешена бхава вирактена. Бхакти описывается как ощущение Кришны, опыт Кришны и в то же время отречение от всего остального. Нет подлинного опыта и ощущения Кришны, если оно не сопровождается отречением от всего остального. И то, и другое должно быть. Так что мы должны развивать это постепенно. Шаг за шагом. И в этом состоит метод садханы-бхакти: шаранагати означает принятие прибежища у Кришны.

В каком-то смысле мы приняли полное прибежище у Кришны. Дикша-кале. В момент инициации преданный полностью предается Кришне. Но в то же время мы должны работать с материальными привязанностями и понимать, что они пустили глубокие корни. И Кришна может нам помочь. Он может нам помочь освободиться от материальных привязанностей.

Вместе с тем мы не имитируем, что сразу поднялись на этот уровень. Потому что может быть опасно двигаться слишком быстро. Как так? В каком-то смысле да, мы должны предаться Кришне сразу. Но что значит слишком быстро идти? Это когда мы пытаемся показать другим или убедить себя, что мы более продвинуты, чем на самом деле. И что мы часто видим? Кажется, что кто-то становится очень продвинутым, но затем он сползает вниз. Знаете, как игрушка йо-йо. Она взлетает вверх, а потом падает вниз. Затем снова взлетает. Но обычно те, кто спускаются вниз, по-настоящему уже не поднимаются. Потому что они никогда и не были наверху, это было просто шоу.

Итак, мы не должны продвигаться слишком быстро или слишком медленно. Шаг за шагом, говорит Кришна. С разумом и решимостью мы должны продвигаться в йоге. Мы должны подчеркивать то, что нам необходимо двигаться быстро. Но вместе с тем мы должны делать это с разумом и решимостью.

Е. С. Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Отпустить»