Гьяна важнее вигьяны, но ее недостаточно

На самом деле, гьяна, даже важнее, чем вигьяна. Почему? Потому что все люди в материальном мире пытаются обрести какое-то знание через опыт. Они пытаются какой-то опыт получить, они ходят туда, сюда, изучают разные эзотерические школы, изучают разные философские трактаты. Пытаются на уровне опыта что-то…

Знаете, всякие движения сейчас есть, которые отвергают всякий авторитет. Они говорят: «Главное – опыт. Вот на опыте работает, значит, авторитетно». Но проблема какая? Проблема заключается в том, что восходящим методом познания, т.е. через свой личный опыт, невозможно обрести настоящий духовный опыт.

Чтобы получить духовный опыт, нужно сначала получить откровение, т.е. сначала нужно принять авторитетное свидетельство, шастры. И вот только тогда уже, опираясь на это авторитетное свидетельство, необходимо всяческим образом, с разных углов зрения, с разных ракурсов это знание трансформировать в вигьяну, в опыт. Вот это – совершенный процесс познания.

Но проблема в том, что преданные думают: «Раз я уже авторитетное знание получил, значит от меня больше ничего не требуется. Я знаю основные положения философии, теперь я могу просто какие-то штампы говорить, и это будет сознание Кришны».

Это не сознание Кришны еще. Это начало, но это еще не реализация, не то, что дает успокоение нашему уму, не то, что делает нас, действительно, освобожденными.

Поэтому я очень прошу вас: пожалуйста, добивайтесь вот этого эффекта вигьяны. Чтобы любое знание, которое вы изучаете… вопрошайте о том, как оно применяется, что это значит для меня, что это значит для тебя, как это работает? Как это может работать для человека, который непреданный?

Задавайте эти вопросы. Будьте пытливыми, таттва-джигйаса, джигйаса означает вопрошение о таттве, духовная любознательность. Вот для чего нужно движение сознания Кришны, а не для того, чтобы прижиться здесь и стать просто одной из религий этого мира.

Е. С. Бхактиведанта Садху Свами