Гуру говорит правду

Расскажу историю. Жил-был человек, который делал мурти. После того, как мурти готово, его обычно расписывают. Как водится в традиционной индийской семье, отец готовил своего сына к тому, чтобы тот перенял эту традицию. Мальчик старался, как мог. Но когда он что-то делал и показывал своему отцу, отец критиковал его: «Всё не так. Глаза не так расписаны, брови не так сделаны. Всё плохо». Мальчик старался больше и больше, а отец всякий раз говорил ему: «Нет, нет, всё не так». Никогда мальчик не видел довольного выражения его лица. В конце концов, он подумал: «Что-то тут не то, я вижу, что хорошо это делаю».

Он решил обмануть своего отца. Мальчик раскрасил мурти и закопал в землю. Через какое-то время он откопал его и принес отцу: «Папа, я нашел такое потрясающее мурти, такое красивое!» Отец ответил: «Вот это настоящее мурти! Вот как нужно рисовать!» Мальчик довольно улыбнулся и сказал: «А знаешь, что это я расписал его?!». Когда отец услышал это, он очень огорчился, с его лица сошла улыбка, он стал печальным. Он очень серьезно посмотрел на своего сына и сказал: «Знаешь, что ты сделал сейчас? Ты лишил себя возможности идти дальше, ты остановился. Больше ты не сдвинешься с места».

Я говорил о том, что отношения между учителем и учеником должны быть реальными. Что это значит?

Это значит, что ученик должен стремиться к совершенству, а учитель должен помогать ему стремиться к совершенству. Каким образом? Ругая его. И ученик должен позволить ему это делать. Иначе говоря, учитель — это такой человек, которому мы должны очень многое позволить. Если у нас нет близких отношений, отношений доверия, то учитель не будет этого делать. Я знаю очень многих учителей, которые видят, как их ученики делают глупости, и ничего им не говорят. По очень простой и очень глубокой причине: лучше, если ученик будет делать глупости сам по себе, чем продолжать их делать, услышав запрет духовного учителя. Потому что последствия для него будут гораздо более тяжёлыми. Это значит, что помимо самой глупости, которую делает ученик, он совершает ещё одну глупость — разрывает свои отношения с духовным учителем. Он совершает оскорбление духовного учителя, тем самым нарушая эти отношения.

Чтобы отношения дали какой-то результат, они должны быть близкими; духовный учитель должен понимать, что человек в ответ на выговор не обидится и не отвергнет его. Все готовы принимать духовного учителя, пока он улыбается. Поэтому в основном духовные учителя улыбаются. Но на самом деле это ещё не сварупа-лакшана (яркий признак) духовного учителя. Я вижу, что все предпочитают ставить на алтарь фотографию улыбающегося духовного учителя. Но настоящая милость духовного учителя заключается в том, что он говорит человеку правду. В большинстве случаев он готов сказать правду. Но при этом он часто не делает этого по той простой причине, что ученик не готов услышать эту правду. Если отношений нет, то нет ничего.

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами