Грех – это то, что привязывает нас к себе

Мало какая религия может точно определить почему какую-то категорию действия относят к грехам, а какую-то категорию действий не относят к грехам. Но смысл, который вкладывается в это понятие в Ведическом писании, очень глубокий. Грех – это то, что привязывает нас к себе, то, что заставляет нас снова и снова человека повторять этот поступок и таким образом привязывает человека к телесному самоотождествлению, к материальной концепции, к материальным представлениям о себе, о своей жизни, о смысле жизни.

В этом смысле жизнь наша в это время полна греха. Иначе говоря, грех – это то, от чего трудно избавиться. В конце концов, это то, что заставляет человека страдать, потому что возвращаясь все время к каким-то вещам, человек сходит с ума.

Мы знаем, как порабощает человека наркотики, вино, секс, мясо. Почему? Потому что все эти поступки оставляют очень глубокий след в нашем сознании.

Сознание предназначено для того, чтобы думать о Боге, но если сознание занято другими вещами, если мысли наши уже ходят по привычным кругам, по кругам, которые там отпечатались, к тому же там есть уже колеи нахоженные, то человеку очень сложно переключить свое сознание. Медитация или другие вещи – это форма переключения сознания на какую-то другую реальность, медитация на высшее, в конце концов на Бога. Но нам это очень сложно сделать именно потому что мысли наши уже привыкли ходить по своим кругам.

Как в Индии и в любой традиционной культуре использовали волов для того, чтобы выдавливать масло или для того, чтобы перемалывать пшеницу. Их привязывали к жернову и они ходили по кругу. Им закрывали глаза, чтобы их ум не волновался и они ходили по кругу, жерновые животные, которые всю свою жизнь ходили по кругу, и когда этих животных, когда они становились старыми и их отпускали на волю, то выяснялось, что они могут ходить только по кругу. Они привыкли ходить по одному и тому же вытоптанному кругу, по одной и той же протоптанной дорожке. Они уже не могли ходить по-другому, они все равно по привычке ходили там же, где ходили всю свою жизнь.

Точно так же нам, по сути дела, очень сложно переключить свое сознание. И «Бхагаватам» учит нас именно этому. В самом начале «Шримад-Бхагаватам» говорится, что «Бхагаватам» – это то писание, в котором дхарма нашла прибежище и приют после того, как Кришна покинул этот мир. Кришна сва-дхама упагхате – когда Кришна ушел, упа-гхате в Свою Дхаму, в Свою обитель, ушел с этого мира и вернулся в Свой мир, в Свою обитель, то тогда дхарма и гьяна – религия, праведность, долг, в конце концов природа человека, дхарма, и гьяна, подлинное знание, знание о природе этого мира – нашли прибежище в «Шримад-Бхагаватам».

«Шримад-Бхагаватам» – это в сущности способ переключить наше сознание с материальной реальности, к которой мы очень привязаны, на духовную реальность. Но для этого «Шримад-Бхагаватам» надо читать. И не просто читать – для этого нужно думать о «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» учит нас думать, но для того, чтобы мы научились думать, нужно думать в соответствии с тем руслом, в которое направляет наши мысли «Шримад-Бхагаватам».

Что такое «Шримад-Бхагаватам»? «Шримад-Бхагаватам» – это определенное русло, которое прокладывается для нас, но нам нужно научиться пускать свои мысли по этому руслу. Когда человек привык к этому, то в его голове прокладываются новые маршруты и ему легко будет думать о Кришне. Он будет слышать о Кришне и вспоминать о Кришне, он будет видеть что-то и то, что он видит, события в его жизни, будут напоминать ему о Кришне, какие-то с ним будут происходить события и эти события будут учить его. Обычно наша жизнь проходит бессмысленно, потому что человек, как правило, не извлекает никаких уроков из своей жизни. А он не извлекает никаких уроков из своей жизни по одной простой причине – потому что он смотрит на все то, что с ним происходит изнутри и он не может понять, изнутри невозможно понять, почему это со мной произошло. Поэтому единственное, что остается в результате жизни – это боль, обида, разочарование, все эти негативные эмоции из-за того, что все было бессмысленно.

Е. С. Бхакти Вигьяна Госвами