Город с девятью воротами

гуныОбусловленная душа живёт в материальном теле, или, образно говоря, в городе с девятью воротами. Тело действует, повинуясь гунам материальной природы. Однако при желании она может преодолеть эту зависимость. Она страдает только потому, что, забыв о своей духовной природе, отождествляет себя с материальным телом. Но когда воплощённое живое существо, научившись владеть собой, отрекается в уме от всякой деятельности, оно счастливо живёт в этом городе с девятью вратами [материальном теле], не совершая действий и не становясь их причиной. Так развив в себе сознание Кришны, душа возвращается в своё естественное состояние…

гуныОбусловленная душа живёт в материальном теле, или, образно говоря, в городе с девятью воротами. Тело действует, повинуясь гунам материальной природы. Однако при желании она может преодолеть эту зависимость. Она страдает только потому, что, забыв о своей духовной природе, отождествляет себя с материальным телом. Но когда воплощённое живое существо, научившись владеть собой, отрекается в уме от всякой деятельности, оно счастливо живёт в этом городе с девятью вратами [материальном теле], не совершая действий и не становясь их причиной. Так развив в себе сознание Кришны, душа возвращается в своё естественное состояние и освобождается из заключения в теле.

Тот, кто обрёл сознание Кришны, полностью отстраняется от деятельности тела. «Верховный Господь, живущий вместе с индивидуальной душой в материальном теле, является властелином всех живых существ во вселенной. В материальном теле девять врат [два глаза, две ноздри, два уха, рот, анус и детородный орган]. В обусловленном состоянии живое существо отождествляет себя с материальным телом, но, осознав своё тождество с Господом в сердце, оно становится таким же свободным, как и Он, даже если продолжает оставаться в теле» (Шветашватара-упанишад, 3.18).

Такой человек в сознании Кришны отстраняется как от внешней, так и от внутренней деятельности тела. И воплощённый дух, хозяин города — тела, не совершает действий, не побуждает других к деятельности и не создает её плодов. Всё это делают гуны материальной природы. Живое существо с незапамятных времён находится в соприкосновении с материальной природой. Изначально же живое существо чисто, но, отождествляя себя с телом, оно страдает, пожиная плоды деятельности тела. Единственной причиной наших страданий в материальном теле является невежество.

Обитая в городе — теле, живое существо кажется его хозяином, хотя на самом деле оно не является собственником материального тела, не управляет его действиями и не определяет их последствий. Оно просто борется за существование посреди океана материальной жизни. Волны бросают его из стороны в сторону, и оно не в силах совладать с ними. Самое лучшее для него — выбраться из пучины с помощью трансцендентного метода сознания Кришны. Это единственный путь к спасению.